Торпедные атаки подводных лодок. Торпедные атаки подводных лодок Подводная лодка атакует

Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в штате Южная Каролина затонувшую подводную лодку. Судно пошло ко дну в далеком 1864 году. Субмарина является уникальным устройством, так как это была первая в мире подводная лодка, успешно примененная в боевых действиях.

150 лет назад состоялась первая в истории успешная атака подводной лодки на боевой корабль. Во время Гражданской войны в США, 17 февраля 1864 года, субмарина конфедератов «Ханли», приводимая в движение вручную и вооруженная шестовой миной, пустила на дно Чарльстонской бухты паровой артиллерийский корвет северян «Хаусатоник». Сообщив успешной атаке, «Ханли» домой так и не вернулась. Таким образом, она стала и первой подводной лодкой, погибшей в сражении.

Давайте вспомним про это подробнее …

О причинах ее гибели спорят до сих пор, а организованная в 2000 году операция по подъему «Ханли» только добавила масла в огонь этих споров. Как гласят исторические первоисточники, H. L. Hunley, подводная лодка Конфедеративных Штатов Америки, была построена в 1863 году во время гражданской войны на средства частных предпринимателей и изобретателей Хораса Л. Ханли (его имя она и носила), Джеймса Мак Клинтока и Бакстера Уотсона. Вот как это было:

Первые достоверные сведения о субмаринах относятся к 1578 году, когда англичанин Уильям Боури опубликовал проект лодки, которую он собирался изготовить из кожи и дерева. Однако до дела руки у него так и не дошли. Так что его опередил обосновавшийся в Англии голландец Корнелиус ван Дреббель, который в 1620-1624 годах сконструировал и испытал три погружающихся судна собственной конструкции.

Во время войны американских колоний за независимость студент Иельского колледжа Дэвид Бушнелл построил одноместную субмарину «Тартл» («Черепаха»). На ней была предпринята попытка атаковать 64-пушечный английский корабль «Игл». Однако она закончилась неудачей - мину под корабль установить так и не удалось…

Проект субмарины Вильгельма Бауэра

В 1796 году уже известный нам Роберт Фултон представил свой проект субмарины «Наутилус», длиной более 6 м, оснащенной полым килем, который служил и балластной цистерной. Под водой лодка двигалась с помощью ручного привода на гребной винт, а в надводном положении могла использовать парус, который поднимался на складной мачте. Но его идеей никто так и не заинтересовался…

Удачливее оказался немец Вильгельм Бауэр. В 1848 году он построил и испытал стальную субмарину, длиной 7,5 м, с экипажем из двух человек, вручную вращавших винт. Но дальше экспериментов, входе которых была совершена сотня погружений, в том числе на рекордную тогда глубину 45 м, дело не пошло.

На практике подлодки попробовали использовать опять-таки американцы. Во время Гражданской войны между Севером и Югом порты южан были блокированы флотом северян. Южанам предстояло срочно найти какое-то средство, с помощью которого можно было бы пробить брешь в кольце блокады.

С этой целью инженеры из Нью-Орлеана Бакстер Вотсон и Джеймс Макклинток в 1862 году построили подводную лодку «Пайонир», длиной около Юм. Ее испытания проводили на озере Понтчарт-рейн, но довести до конца не успели. Когда войска северян приблизились к Нью-Орлеану, «Пайонир» пришлось просто затопить.

Новую субмарину, «Американский ныряльщик», пытались построить в Мобиле, куда перебрались оба инженера и финансист Г. Ханли. Их поддержал комендант города, генерал Маури, прикомандировав к ним инженеров из 21 -го Алабамского пехотного полка - Уильяма Александера и Джорджа Диксона. Однако и эта лодка утонула при испытаниях в результате протечки корпуса.

После гибели «Американского водолаза» Хорасу Ханли недоставало средств для строительства новой подводной лодки. Но тут появился некий мистер Сингер, фабрикант швейных машинок. На его деньги была учреждена каперская компания «Singer Submarine Corporation».

Мак-Клинток незамедлительно построил третью лодку. Чтобы облегчить и ускорить ее создание, он воспользовался старым паровым котлом. У него обрезали обе стороны и приклепали к получившемуся цилиндру заостренные оконечности. Размерения новой подводной лодки были таковы:

  • длина 40 футов (12,2 м)
  • ширина 3 фута 10 дюймов (I,I6 м)
  • высота 4 фута (1,22 метра, вместе с башенками 1,75 м
  • водоизмещение около 2 тонн

Называлась субмарина поначалу «Пионер-3″ («Пионер-2″, это «Американский ныряльщик»).

Лодку снабдили двумя входными люками. В носу и в корме разместили по одной балластной цистерне с наружными кранами. Цистерны сверху не закрывались, чтобы экипаж мог визуально следить за уровнем воды в них. Заполнялись они самотеком, после открытия забортных клапанов, осушались ручными помпами. Предельная глубина погружения составляла, по расчетам, 60 футов (18,3 м).

Семь или восемь человек вращали длинный коленчатый вал, занимавший три четверти длины корпуса, и через сальниковое уплотнение связанный с трехлопастным гребным винтом в корме. Максимальная скорость на испытаниях составила 2,5 узла (4,63 км/час). Литой съемный киль можно было отсоединить в случае необходимости (например, для аварийного всплытия).

Экипаж состоял из командира, семи — восьми «гребцов» и второго офицера, который заполнял либо опорожнял кормовую цистерну, а также вместе с матросами работал на гребном валу. Командир выполнял сразу три обязанности: через иллюминаторы в носовой башенке наблюдал за обстановкой и искал цель, управлял горизонтальными и вертикальными рулями, заливал и осушал носовую балластную цистерну. Второй офицер, располагавшийся возле кормовой башенки, по команде командира обслуживал кормовую балластную цистерну.

Для обеспечения экипажа свежим воздухом в подводном положении имелись два воздухозаборника высотой 4 фута (1,22 м), размещенные вплотную друг к другу, однако незначительный диаметр труб (1,5 дюйма, т.е. 3,78 см) и отсутствие принудительной вентиляции делали эти устройства почти бесполезными. Запас сжатого воздуха позволял находиться под водой в течение двух, двух с половиной часов. Теснота в лодке была невероятная, в случае аварии шансы моряков на спасения являлись минимальными.

Лодку закончили постройкой в начале июля. Командование конфедератов назначило ее командиром лейтенанта Джона Пайна, а экипаж набрали из добровольцев. Они начали осваивать технику. Уже 31 июля состоялась демонстрация возможностей субмарины. Буксируемой плавучей миной (90 фунтов черного пороха, т.е. 40,8 кг) удалось взорвать старую угольную шаланду.

Испытания показали, что для успешного применения такой мины требовалось перейти из позиционного положения в подводное не далее, чем в 200 ярдах (183 м) от цели, а глубина воды должна быть такой, чтобы субмарина могла пройти под килем атакуемого судна, буксируя мину на канате длиной 150 футов (45,7 м). Через 5-6 минут лодка всплывала за целью и в этот момент мина ударяла в днище атакуемого корабля. Но даже столь близкое расстояние не гарантировало успеха, т.к. канат имел свойство провисать под собственной тяжестью. Поэтому позже от этого оружия отказались. Вместо него к носу лодки прикрепили шест длиной 6 метров с медным цилиндром на конце. Он был начинен 70 фунтами (32 кг) черного пороха и снабжен несколькими контактными взрывателями. Тем временем северяне усилили морскую блокаду Чарлстуона. Поэтому конфедераты 12 августа доставили туда на двух железнодорожных платформах подводную лодку, укрытую от посторонних глаз брезентом и спустили на воду.

Но 29 августа 1863 г., после одного из учений, лодка внезапно затонула в тот момент, когда она возвращалась к причальной стенке форта Джонсон. По одной версии, проходивший мимо пароход развел волну, захлестнувшую открытый люк. По другой версии — командир, стоя в люке, случайно нажал рычаг заполнения балластной цистерны, в результате чего лодка ушла под воду с открытым люком. Спастись удалось лейтенанту Пайну, находившемуся в тот момент в переднем люке, и двум матросам. Пять человек погибли.

Лодку подняли через две недели (14 сентября) с глубины 42 фута (12,8 м) и привели в порядок. Тем временем Ханли, узнав о катастрофе, решил взять дело в свои руки. Он сам приехал в Чарлстуон, чтобы возглавить новый экипаж. Поднятая и отремонтированная субмарина.

11 октября под его командованием успешно имитировала на реке Купер атаку стоявшего на якоре парохода «Indian Chief» (Индейский вождь) Но спустя 4 дня вновь произошла катастрофа. Утром 15 октября во время очередного погружения лодка затонула. В 9.25 она отошла от причальной стенки и в 9.35 начала погружаться. Расстояние от причала оставляло всего лишь 500 ярдов (457 м).

Хорас Ханли находился на своем посту под закрытым передним люком. Второй офицер Томас Парк (сын совладельца завода, где построили эту лодку) находился под задним люком. Судя по материалам расследования, Парк не успел заполнить водой кормовую балластную цистерну одновременно с носовой, которую наполнял Ханли (возможно, что командир слишком поздно приказал Парку сделать это). В результате субмарина, продолжавшая двигаться вперед, внезапно получила значительный дифферент на нос и стремительно пошла вниз. Со всего размаха она вон­зилась носом в дно под углом 35 градусов. Попытки экипажа всплыть оказались безуспешными. Вода из передней балластной цистерны разлилась в носовой части корпуса, а задняя цистерна не успела наполниться водой, так что откачивать было нечего. Мощность «живого мотора» являлась недостаточной для того, чтобы вытащить лодку из грунта задним ходом. Отвернуть заржавевшие болты, державшие съемный киль, обезумевшей от ужаса команде тоже не удалось.

Только через три недели водолазы нашли лодку на глубине 50 футов (15,2 м).

Когда паровой лебедкой ее вытащили на поверхность, то обнаружили, что внутреннее пространство в основном свободно от воды, и что команда погибла от удушья.

Одним из первых внутрь поднятой на берег лодки спустился военный комендант Чарлстоуона, генерал П. Бэригард.

Позднее он вспоминал:

«Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшие свечи. Ханли находился на своем посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча» .

В конце ноября третьим по счету командиром невезучей субмарины стал пехотный лейтенант из 21-го Алабамского полка Джордж Диксон. Перед ним стояли две трудные задачи. Во-первых, набрать новый экипаж лодки, получившей широкую известность как «плавучий фоб» и «убивающая машина». Во-вторых, научиться управлять этой посудиной таким образом, чтобы она могла не только плавать, но и воевать. Что касается первой проблемы, решить ее помогли деньги.

Бизнес в Чарлстоуоне и его окрестностях погибал из-за блокады федерального флота. Поэтому местные предприниматели учредили солидный призовой фонд. Так, 100 тысяч долларов (2,5 миллиона по нынешнему курсу!) гарантировались экипажу миноносца («Давида» или «Ханли») за потопление броненосца »Новый Железнобокий» («New Ironsides»). Алчность победила страх. Желание стать подводниками выразили пять матросов парохода » Индейский Вождь» («Indian Chief»), еще три добровольца прибыли из Мобайла.

Со второй проблемой Диксон справился путем тщательного изучения на практике технических и эксплуатационных особенностей субмарины. Он тренировал экипаж на мелком месте, при этом прочный трос соединял лодку с паровой лебедкой на берегу, готовый вытащить ее по первому сигналу. За два месяца Диксон довел время пребывания под водой до двух с половиной часов. Наиболее целесообразная тактика ее применения выглядела следующим образом.

  1. Выйти на рубеж атаки в темное время суток, в позиционном положении.
  2. Избрать целью корабль, стоящий на якоре.
  3. Взять курс, перпендикулярный центральной части его борта, закрепить руль и погрузиться тогда, когда до него останется не более 300 ярдов (274 м).
  4. Бросить все силы людей на то, чтобы преодолеть это пространство одним рывком. Ударить шестовой миной в подводную часть корабля и немедленно дать задний ход.

Разумеется, вероятность того, что лодка погибнет вместе с жертвой, была велика, но ни на что другое столь примитивная субмарина просто не годилась. В начале февраля 1864 г. экипаж был готов к бою.

Лодке дали имя «Х. Л. Ханли» в честь погибшего капитана Ханли. Вечером 17 февраля 1864 г. субмарина наконец-то отправилась в свой первый боевой поход.

Приказ гласил:

«Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится».

Увлекаемая отливом, она проскользнула между островами Салливан и Палм. В двух с половиной милях от берега стоял на якоре паровой корвет федералов «Хьюсатоник» водоизмещением 1964 тонны. Он дежурил у входа в канал, что ведет в Чарлстоунскую бухту. Глубина в этом месте составляла 28 футов (8.5 м). Корвет был спущен на воду в 1861 году, его размеры составляли 62 х 11,5 х 5 метров, а вооружение - 13 орудий, в том числе 5 крупнокалиберных.

Дальнейшие события очевидец описал следующим образом:

Борт «Канандагуа» («Canandaigua»),

Сэр, имею честь подать вам следующий рапорт об уничтожении корвета «Хьюсатоник» флота Соединенных Штатов миноноской мятежников в Чарлстоуне 17 числа сего месяца.

Около 8.45 вечера вахтенный офицер Кроссби заметил приблизительно в 330 футах впереди какой-то предмет, который двигался в воде. Он походил на доску, скользящую по поверхности и направлялся к кораблю. За две минуты этот объект.приблизился почти вплотную к судну. В течение этого времени была вытравлена цель, дан задний ход и все люди вызваны на боевые посты. Тотчас же миноноска ударила корабль со стороны правого борта перед грот-мачтой, на траверзе порохового погреба. Было невозможно поразить ее выстрелом из пушки. Взрыв последовал минуту спустя и корабль затонул, осев на корму и накренившись на левый борт.

Б ольшая часть экипажа спаслась на снастях и была подобрана шлюпками с »Канандагуа». Это судно пришло нам на помощь и спасло весь экипаж, за исключением лейтенанта Хэзелтайна, помощника капитана Маззея, квартирмейстера Джона Уильямса, канониров Томаса Паркера и Джона Уолша, которые погибли вместе с затонувшим кораблем.

Капитан Пиккеринг был тяжело ранен взрывом: он не может сам обратиться к вам с рапортом об утрате своего корабля.

С уважением, ваш покорный слуга Хиггинсон, лейтенант.

Марек Сарба. «Ханли перед отплытием». Холст, масло. 2010

Скорее всего все было так: вскоре после заката вечером 17 февраля 1864 года в доке недалеко от острова Салливанс восемь нанятых моряков забрались в лодку и отправились на задание. К носу лодки была пристроена шестиметровая стальная пика с закрепленным на ней пороховым зарядом. Возглавлял атаку лейтенант Джордж Диксон, за ним на деревянной скамье сидели семеро матросов, чьи мышцы приводили в движение ручной гребной винт подлодки.

Помещение для экипажа было всего лишь четыре фута в высоту и три с половиной фута в ширину. Двигательная установка «Ханли» состояла из коленчатого вала, проворачиваемого семью людьми и посредством цепи связанного с винтом. Большой маховик увеличивал КПД: пока экипаж работал, момент силы маховика помогал поддерживать скорость.

Когда команда начала вращать тяжелый железный коленвал, Диксон сверился с компасом и взял курс на паровой шлюп «Хаузатоник», стоявший на якоре в четырех милях от берега. План повстанцев состоял в том, чтобы подплыть в шести футах от поверхности к участнику блокады. Но для того, чтобы окончательно направить судно, Диксон должен был поднять его на поверхность ровно настолько, чтобы выглянуть через маленький передний иллюминатор - перископов как таковых тогда еще не было.

С борта «Хаузатоника» заметили у поверхности воды что-то странное, была объявлена боевая тревога. Со шлюпа открыли огонь, но лодка-торпеда была уже в так называемой мертвой зоне, слишком близко от шлюпа. Через две минуты субмарина «Ханли» вонзила свою пику в штирборт «Хаузатоника», прямо под ватерлинией. Когда подлодка дала задний ход, спусковой шнур заставил детонировать 135-фунтлвую пороховую бомбу, взорвав всю кормовую часть парового шлюпа. Дав задний ход, лодка отошла от шлюпа…

Корвет затонул. «Ханли» тоже не вернулась домой. Сначала предположили, что лодку втянул в пробоину поток хлынувшей воды, и она утонула вместе с кораблем. Однако, когда после войны корвет подняли, лодку в нем не обнаружили. Тем не менее, легенда о жертве, погубившей своего убийцу, более 100 лет кочевала из книги в книгу вплоть до недавнего времени.

Конечно, потопление «Хьюсатоника» не оказало особого влияния на ход войны. Однако оно сыграло очень важную роль в истории, доказав, что боевое применение подобного рода аппаратов в морской войне возможно. «Впервые в истории подводная лодка смогла потопить вражеский корабль, - писал не так давно в американской прессе Роберт Нейланд, глава отдела подводной археологии ВМС США. - «Ханли» для подводной войны - то же, что и самолет братьев Райт для авиации. Она изменила ход истории флота». Ну что ж, это правда.

Как правда и то, что после первой в истории победной подводной атаки «Ханли» пропала, и, как выяснилось через много лет, погибла. Подводники успели дать наблюдателям на берег условный сигнал фонарем. А потом пропали вместе с субмариной… Ее судьба и стала более чем на столетие одной из величайших загадок Гражданской войны в США.

Лишь в 1979 г. специалист по подводной археологии Марк Невелл и писатель Клив Касслер начали целенаправленные поиски. Изучив ряд документов, они пришли к выводу, что подводная лодка после успешной атаки направилась назад на базу и даже обменялась световыми сигналами с одним из фортов конфедератов. Однако по неизвестной причине после этого она потонула со всем экипажем, поэтому её и нет на месте гибели «Хьюсатоник». Искать лодку следует на пути, ведущем домой. Для поиска пропавшей субмарины были использованы магнитометр и гидролокатор. Предположение Невелла и Касслера оказалось верным, 13 августа 1994 г. экспедиция обнаружила аномалию в проливе Маффит, ведущем в гавань Чарлстоуона, примерно в 915 метрах от того места, где погиб «Хьюсатоник».. При дальнейшем обследовании она оказалась искомым объектом. «Ханли» лежала на фунте, на правом борту с креном 20-25 градусов, корпус был покрыт толстым слоем ракушек и водорослей. Песчаные наносы сыграли роль консерванта, благодаря чему лодка неплохо сохранилась.

В течение пяти лет после этого открытия команда археологов и инженеров составляла план подъема и сохранения подлодки. Поднимал субмарину Гражданской войны в другое столетие баржевый кран «Карлисса Б».

Подъем лодки в 2000 году потребовал героических усилий и 2,7 миллиона долларов. Девятнадцать водолазов трудились три месяца под водой, настолько мутной, что работать приходилось больше на ощупь, чем с помощью зрения. Используя ручные всасывающие драги, водолазы осторожно отсосали 25 тысяч кубических футов песка и ила - эквивалент 115 груженых самосвалов. Планируя подъем, инженеры разработали даже математическую модель корпуса и сил, которым он подвергнется.

«Ханли» лежит на морском дне

Поисковики, вообще-то, ожидали найти погибших подводников с признаками паники, сгрудившимися под люками, пытающимися выбраться, но этого не было. Каждый член экипажа был по-прежнему на своем посту…

По последним сведениям историкам наконец-то удалось раскрыть тайну исчезновения первой в мире подводной лодки, потопившей вражеский корабль во время боя. Вероятно, это было первое и последнее для неё сражение.

Полтора столетия спустя, после того, как корпус «Ханли» коснулся дна Атлантики у берегов Южной Каролины и 15 лет после подъёма остова из морской пучины, археологи завершили его всестороннее исследование.

Эксперты после подъема надеются разгадать тайну того, почему подводная лодка, приводимая в движение с помощью механической установки на мускульном приводе пошла ко дну 17 февраля 1864 года. Это было бурное время, полное человеческих трагедий. Шли последние годы Гражданской войны в США.

Это как разворачивать рождественский подарок после 15 лет томительного ожидания, — говорит Пол Мардикьян (Paul Mardikian), главный реставратор Общества друзей Ханли (Friends of the Hunley).

Долгое время место гибели лодки считалось неизвестным, пока в 1995 году её не обнаружила одна из экспедиций, предпринимавшихся на протяжении всех последних десятилетий. «Ханли» лежала на боку под слоем ила неподалёку от места потопления своей жертвы — «Хаусатоника».

Во многом это способствовало тому, что её стальной корпус, изготовленный из паровозного котла недурно сохранился. Годы пощадили подводного охотника. В 2000 году её подняли со дна и начался долгий процесс исследования, реставрации и последующей консервации этого археологического памятника.

За десятилетия пребывания в морской воде, весь остов и конструктивные элементы судна покрылись слоем песка, минеральных частиц, ила и наростами ржавчины, которые археологи называют конкрециями.

В мае прошлого года «Ханли» наконец-то была готова принять водные процедуры в растворе гидроксида натрия, дабы удалить все сторонние наросты и наслоения. Затем, в августе она прошла кропотливо проведённую вакуумную чистку.

К настоящему времени около 70% внешнего корпуса прошли такую обработку. Необработанными остались только те зоны, которые представляются интересными для антропологов. Это те места, где были обнаружены останки членов экипажа и их личные вещи.

Среди них были: шёлковые платки, которые повязывались вместо галстука; ботинки; монетки; форменные пуговицы; золотые часы и перстень с гравировкой, принадлежавшие капитану корабля; остатки трубки для курения, всё ещё набитой табаком; бутылки, латунная керосиновая лампа (фонарь); компас и ещё много чего другого.

Общество друзей «Ханли» — это общественная некоммерческая организация, главная цель которой, реставрация и сохранение этого исторического судна. В ходе своей работы, команда реставраторов из Клемсонского университета (Clemson University) уже успела сделать ряд интересных открытий. Так, например, после очистки одного из участков корпуса они нашли там клеймо «C.N». Как полагают эксперты, это может быть аббревиатура одного из сталелитейных заводов, на котором были изготовлены материалы корпуса.

Кроме того, как добавляет Пол Мардикьян, они нашли ещё ряд интересных вещей, которые могут пролить свет на тайну гибели подводного корабля.

Я бы соврал, если бы сказал, что все её тайны уже раскрыты. Думаю, что ещё слишком рано об этом говорить. Перед нами субмарина, которая зачаровывает. Она словно Энигма, полная секретов.

Лодка была вооружена шестовой миной, содержащей 41 кг чёрного пороха, и прикреплённой на длинный деревянный шест, установленный в носовой части судна.

Как говорит Пол, учёные постепенно будут собирать воедино все элементы большого пазла, чтобы в конце концов выяснить все обстоятельства того, что именно произошло с двенадцатиметровой подлодкой в ту роковую ночь.

По пришествию нескольких лет исследований, учёные пришли к выводу, что экипаж, вероятно, мог потерять сознание от воздействия гидроудара, когда заряд пороха сдетонировал где-то вдали от «Ханли». Среди прочих версий произошедшего, у экипажа мог закончится воздух до того, как лодка успела всплыть на поверхность или то, что она могла утонуть из-за плохо задраенного люка.

Вскоре после того как её подняли, археологи нашли первые останки членов экипажа, а также некоторые из их личных вещей. Прежде чем достать их оттуда, учёные должны были извлечь информацию из материальных следов, оставшихся на месте человеческой трагедии и которые представляют большой интерес для историков. Для этого они провели 3D-сканирование всех артефактов внутри субмарины.

В апреле 2004 года тысячи людей, многие из которых были одеты в серые мундиры армии Конфедерации, а некоторые в синюю форму армии северян прошли похоронным маршем от старой береговой батареи Чарльстона до кладбища Магнолия, отдавая дань павшим героям давно минувших дней.

Уже потом это назовут последним днём Конфедерации.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -


В журнале боевых действий Северного флота 05.07.42 г. зафиксировано донесение командира ПЛ «К-21»:
«Весьма срочно, по флоту.В 18-00 широта 71 град. 25 мин. N, долгота 23 град.40 мин. Ost атаковал корабли противника в составе линкоров «Тирпиц», «Шеер» и восьми эсминцев. Вышел в атаку на линкор «Тирпиц», слышал два взрыва. Командир «К-21» Лунин».

Лодка ещё не вернулась в базу,но 08 07. 42 гСовинформбюро..сообщило: «В Баренцевом море одна из
наших подводных лодок атаковала новейший немецкий линкор «Тирпиц», попала в него двумя торпедами и нанесла линкору серьёзные повреждения».

Это несколько поспешное сообщение, основанное исключительно на предположении, сыграло в дальнейшем негативную роль, ибо после столь уверенного заявления на весь информационный мир, у
командования Северного флота не было иного выбора, как упорно стоять на своей весьма слабой версии попадания торпед в борт линкора, нанесения ему серьёзных повреждений и на многие десятилетия оставаться её заложниками.

В результате мы поставили себя в крайне уязвимое положение не только в глазах историков всего мира, но и прежде всего в глазах самих россиян.
Сам Лунин о своей атаке в прессе не писал, мемуаров не оставил. Это охотно
делали другие многочисленные авторы.

Вот и сегодня на полках всех книжных магазинов можно увидеть книгу К.М.Сергеева «Подводная «атака века». Лунин атакует «Тирпиц». (Москва, « Эксмо», 2009 г.) Её автор К.М.Сергеев, инженер-механик, командир группы движения ПЛ «К-21», участник трёх боевых походов.

В предисловии говорится, что данная книга рассказывает всю правду об этом подвиге, восстанавливает всю хронику событий, убедительно отвечает на все спорные вопросы, ставит, наконец, все точки над «и», фактически закрывая эту тему.

Подробное описание торпедной «атаки века» автор К.М.Сергеев представляет с помощью архивных документов: собственный отчёт Лунина, вахтенный журнал «К-21», выписками из которых имеется возможность воспользоваться.

Пятого июля 1942 года подводная лодка «К-21» под командованием
Н.А.Лунина обнаружила эскадру во главе с двумя линкорами, вышедшую на перехват каравана «PQ-17».Эскадра шла
противолодочным зигзагом на северо-восток.

Из отчёта Н.А.Лунина: «18-01 произвели четырёхторпедный залп с интервалом выхода торпед 4 секунды, дистанция 17-20 каб., считая скорость
линкора 22 узла. Головной миноносец охраны линкора «Тирпиц» резко ворочал влево на обратный курс
и я опасался, что он идёт на лодку.

С выходом первой торпеды опустил перископ и с выходом последней загнал лодку на глубину, увеличил ход до полного. Через 2мин.15сек. из отсеков, а также акустиком было доложено о взрыве двух торпед, ожидаемых взрывов глубинных бомб не последовало.»

Далее из вахтенного журнала «К-21»: 18-31 – лодка подвсплыла под перископ, видны дымы и верхушки мачт удаляющихся кораблей эскадры на северо-восток.
18-31 – по корме слышен раскатистый взрыв. 18-32 – второй раскатистый взрыв 18-38 – третий раскатистый взрыв. 19-09 – всплыли под среднюю, начали передачу радиограммы об атаке линкора «Тирпиц».

Представленный письменный отчёт Н.А.Лунин закончил выводами: «Попадание двух торпед при атаке линкора «Тирпиц» считаю достоверным, это должно быть подтверждено
разведкой, в то же время допускаю возможность, что головной миноносец, повернувший в
момент выстрела на контркурс с линкором, перехватил торпеды на себя. В пользу этого
предположения свидетельствуют последующие взрывы».(ЦВМА, ф.112,д 1497,л.467-468)

Предположение Лунина о миноносце, перехватившем торпеды на себя, полностью исключает попадание торпед в линкор, чем ставит руководство флота в сложное положение, поспешившее объявить о попадании двух торпед в «Тирпиц».Естественно вывод командира «К-21» Лунина потребовалось оперативно изменить, что и было сделано в интерпретации командира бригады Н.И.Виноградова, о чём автор книги предпочёл промолчать.

Этот изменённый вывод Н.И.Виноградов публикует со ссылкой на
ЦВМА в своей книге. (Н.И. Виноградов «Подводный фронт», Москва, Военное издательство,1989 г. Стр.134 – 135)

Цитирую: « Попадание двух торпед при атаке по линкору достоверно, что должна установить разведка. В то же время допускаю, что головной миноносец, повернувший в момент выстрела на контркурс, перехватил ОДНУ из
торпед на себя. В пользу этого предположения свидетельствуют последующие взрывы».
(ЦВМА, ф. 112,д. 1497, л. 467 – 468).

Как видим затруднение было легко преодолено тем, что миноносец, согласно вывода Виноградова – Лунина перехватил не две торпеды в первоначальном варианте, а одну, и
вместо одной поражённой цели по предположению Лунина были поражены сразу две.

Именно второй вариант вывода получил поддержку Военного совета флота и явился основанием засчитать подводной лодке «К-21» как замечательный боевой успех торпедный удар по «Тирпицу», а также потопление вражеского миноносца.
Командира наградили Орденом Красного Знамени.

В итоге имеем два варианта одного документа, хранящихся в разных делах ЦВМА. Подобная двойственность только усугубляет сомнения. Версия потопления вражеского миноносца изначальна крайне слаба. Взрывы двух торпед были зафиксированы ровно через 2 мин. 15сек.

Минимальное безопасное расстояние между миноносцем сопровождения и линкором при следовании сложным противолодочным зигзагом не менее 6-7 кабельтовых, что видно на приведённой автором схеме маневрирования на странице 140.

Примерно на эту величину путь перехваченной торпеды миноносцем, находившимся между лодкой и линкором, должен быть короче, а прозвучавшие взрывы торпед иметь разницу по времени не менее 40-45 секунд.

Именно поэтому, ввиду явной несостоятельности этой версии, через десятилетия, на официальном уровне о потоплении миноносца больше не упоминается, сосредоточив основное внимание на повреждении линкора «Тирпиц».

Цитирую: «Командир подводной лодки «К-21» капитан второго ранга Н.Лунин получил приказ - атаковать фашистских пиратов. Умело маневрируя лодкой, он пропустил над собой миноносцы, вовремя всплыл и атаковал линкор двумя торпедами. «Тирпиц» получил серьёзные повреждения и повернул на свою базу. Караван транспортов благополучно пришёл в Мурманск. Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза». («Великая Отечественная. Краткая иллюстрированная история войны». Москва,1975 г. Стр. 573)

О присвоении звания Героя за атаку линкора «Тирпиц» военные историки явно перестарались. Эту высокую награду Лунин получил в апреле 1942 года. Вызывает большой интерес описание «атаки века» контр-адмирала В.Л.Ужаровского, бывшего командира БЧ-2-3 ПЛ «К-21», помещённый в интернете http://nvo.ng.ru/history/2000-03-17/5-submarine.html

Цитирую: «Залп был выполнен, торпеды вышли, лодка нырнула на глубину. Все замерли и стали внимательно вслушиваться. Раздался первый взрыв, СЕКУНД ЧЕРЕЗ 20 – 30 ПОСЛЕ НЕГО второй, (однако, согласно вахтенного журнала и собственного письменного отчёта Н.А.Лунина взрывы двух торпед прозвучали одновременно ровно через 2 мин. 15 сек.), потом пауза и ещё три раскатистых взрыва. Как было установлено впоследствии первым взорвался эсминец, который сразу же и затонул.

Второй взрыв – попадание торпеды в линкор, в результате чего была выведена из строя одна из его трёх машин. Ну а три последних взрыва оказались разрывами глубинных бомб тонущего эсминца». В интерпретации адмирала взрывы торпед теперь прозвучали именно с тем недостающим интервалом, о чём я писал выше, но что совершенно не соответствует ни записям приведённого вахтенного журнала, ни с отчётом Н.А. Лунина.

В книге К.М. Сергеева говорится о встрече автора с контр – адмиралом З.М. Арвановым, бывшим старпомом, а затем командиром «К-21» и в беседе с ним выражается удивление, что адмирал не написал своих воспоминаний. Автор немного лукавит, поскольку не может не знать,что воспоминания адмирала опубликованы и касаются они, прежде всего,знаменитой «атаке века».

Цитирую: «18-02, четыре мягких толчка – все четыре торпеды вышли. Лунин перископа не опустил, хочет лично наблюдать результаты. Вот
один из охранявших «Тирпиц» эсминец резко повернул на лодку и тут же получил в борт торпеду. Взрыв пришёлся на середину корпуса – он моментально разломился, через мгновение – ещё один взрыв. Попадание в «Тирпиц»! Лодка погрузилась: ждали атаки кораблей охранения. Но всё тихо, шумы отдаляются к югу. Немцы повернули на курс к глубоким норвежским фиордам. (З.М. Арванов «Подводной войны рядовые», Мурманск, 1979 г.стр. 84)

Изложенное адмиралами не соответствует действительности и является прямой фальсификацией. Разумеется, Лунин результаты торпедной атаки видеть не мог, лодка находилась на глубине, а торпеды прошли мимо цели, немцы их просто не заметили.

Торпедный залп «К-21»,как позже выяснилось, не был зафиксирован ни линкором «Тирпиц», ни кораблями сопровождения, и эскадра, вопреки многочисленным утверждениям, не поворачивала на обратный курс после атаки Лунина, а продолжала следовать тем же генеральным курсом, не сбавляя скорости.

Посланная Луниным радиограмма об атаке линкора была перехвачена и расшифрована.
Немцам стало ясно, что потерян решающий момент операции – внезапность. Через несколько часов по указанию командования эскадра повернула на обратный курс.

Именно к этому выводу пришёл Нарком ВМФ Адмирал флота Советского Союза
Н.Г.Кузнецов, что упорно игнорируют вышеназванные адмиралы вместе с автором книги.

Цитирую: «Фашистские корабли обнаружила подводная лодка «К-21» под командованием
Героя Советского Союза Н.А.Лунина. Лунин вышел в атаку, выпустив по «Тирпицу» четыре торпеды. Гитлеровское командование, обеспокоенное тем, что соединение их кораблей обнаружено английским самолётом и подводной лодкой через несколько часов
приказало своим кораблям повернуть на обратный курс».(Н.Г.Кузнецов. «Курсом к
Победе», Москва, 1987 г.стр.207)

Нарком ВМФ утверждает, что поворот на обратный курс эскадры вызван причиной её обнаружения, но отнюдь не повреждения линкора «Тирпиц».Он слишком уважал суровую и опасную службу подводников, чтобы при описании атаки «К-21» пройти мимо факта попадания торпеды в «Тирпиц» и потопления миноносца, если бы таковой действительно имел место.

После окончания войны наши бывшие союзники и противники на море проверили свои боевые счета по данным противоположной стороны. Появилась возможность проследить судьбу каждого транспорта, корабля, а также результаты боевой деятельности. У нас подобная работа открыто, на официальном уровне по понятным причинам до сих пор не произведена.

В середине девяностых некоторые профессиональные независимые исследователи получили доступ к документам зарубежных архивов и у нас.Обнаруженная реальность некоторых событий разрушила, наконец, мифы и легенды, созданные многие десятилетия назад.

В самом авторитетном журнале российских подводников «Подводный флот», № 11, 2004 г. Санкт- Петербург (официальный орган «Международной ассоциации общественных организаций ветеранов подводного флота и моряков-подводников) в статье капитана первого ранга, кандидата технических наук А.В.Платонова на стр.42 опубликованы сведения боевого пути ПЛ «К-21».

Цитирую: «К-21», срок службы 32,7 месяца, 12 боевых походов, 10 торпедных атак (35 торпед) в результате которых, возможно, потоплено несколько мотоботов. Артиллерийским огнём уничтожено два мотобота (35 брт). Шесть минных постановок (120 мин), предположительно на выставленных «К-21» минах погибло одно судно и один корабль. 5 июля 1942 года на линии остров Серё – остров Рольвсе четырёхторпедным залпом безрезультатно атакован германский линейный корабль «Тирпиц».

В истории военно-морских сражений в период второй мировой войны общепризнанной «атакой века» подводников всего мира считались те, которые завершались потоплением исключительно самых крупных надводных целей противника.

Сюда можно отнести потопление немецкой ПЛ U-29 английского авианосца "Корейджес", потопление японского авианосца "Синано" американской ПЛ "Арчер-Фиш"

Называть атаку подводной лодки «К-21» «атакой века», при которой все выпущенные торпеды по линкору прошли мимо цели, при всём глубоком уважении к автору книги, вряд ли уместно.

Сам Н.А.Лунин свою атаку так никогда не называл. Прерогатива этих двух громких слов среди советских подводников больше подходит к подводной лодке Балтийского флота «С-13», потопившей фашистский лайнер «В.Густлофф»

Бесспорно, командир «К-21» Н.А.Лунин – личность яркая, незаурядная, достойная глубокого уважения. Его решительная атака линкора, несмотря на исключительно
сильное охранение кораблями сопровождения - проявление большого мужества всего экипажа.

После войны, ему, опытнейшему моряку, конечно, нетрудно было, после соответствующего анализа, неоднократно убедиться, что его атака линкора вместе с эсминцем была безуспешной. Но обратного хода уже не было по политическим мотивам, не зависящим от него, и до конца своих дней Николай Александрович, находясь в зените славы, вынужден был нести глубоко в себе этот нелёгкий груз сомнительных победных реляций.

«Черепаха "

7 сентября 1776 года американское подводное судно «Черепаха» попыталось взорвать британский фрегат «Орел». Затея потерпела крах, но зато вошла в историю как первый случай использования подводной лодки во время боевых действий. Она выглядела как грязная бочка, плыла за счет мышечной силы пилота, а освещение в ней давали светящиеся грибы. Случилась эта неудавшаяся атака во время войны за Независимость, как раз за несколько дней до начала штурма Нью-Йорка.

Предполагалось, что диверсант, Эзра Ли, каким-то образом справится с делом за полчаса, а именно настолько хватало воздуха в «Черепахе». Ему нужно было провернуть невероятно дерзкий и сложный маневр: доплыть до «Орла», просверлить с помощью бура его обшивку, установить бомбу с часовым механизмом и уплыть, оставаясь незамеченным.

Воздух начал кончаться, пилот едва не задохнулся, бросил бомбу в надежде на то, что она подорвется поблизости и уплыл обратно к своим. Миссия была провалена, а Эзра едва не попался британцам: желая быстрее пополнить запас воздуха, он всплыл совсем недалеко от английских кораблей. Британцы заметили «нечто странное», но не придали этому значения, поскольку объект быстро ушел под воду. Часовой завод в мине все же сработал, и она действительно взорвалась, но уже когда ее снесло далеко в море.

Подлодка Никонова


Первая в мире подводная лодка была построена в России ещё при Петре I. В 1718 году крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казенной верфи, в челобитной Петру I писал, что берется сделать судно, которое может идти в воде «потаенно» и подходить к вражеским кораблям «под самое дно», а также «из снаряду разбивать корабли». Петр I оценил предложение и в августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка.

Первая в мире подводная лодка имела деревянный корпус длиной около 6 и шириной около 2 метров, обшитый снаружи листами жести. Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», сведений о принципе действия которых до нас не дошло

Несколько лет строил и перестраивал Никонов свою подводную лодку. Наконец, осенью 1724 г. в присутствии Петра I и царской свиты она была спущена на воду, но при этом ударилась о грунт и повредила днище. С большим трудом корабль удалось извлечь из воды и спасти самого Никонова. Царь велел укрепить корпус лодки железными обручами, приободрил изобретателя и предупредил чиновников, чтобы ему «никто конфуз в вину не ставил». После кончины Петра I в 1725 г. «потаенным» судном перестали интересоваться. Требования Никонова на рабочую силу и материалы не удовлетворялись или умышленно задерживались. Неудивительно, что очередные испытания подводной лодки закончились неудачно. В конце концов Адмиралтейств-коллегия решила свернуть работы, а изобретатель был обвинен в «недействительных строениях», разжалован в «простые адмиралтейские работники» и в 1728 г. сослан в отдаленное Астраханское адмиралтейство.

«Сом» и первая торпедная атака


В 1899 году Джоном Холландом была построена первая автономная подводная лодка — «Холланд 7», вошедшая 11 апреля 1900 года в состав ВМФ США. Вскоре Невский судостроительный завод заказал американцу несколько субмарин подобного типа для Российского имперского флота. Ее особенность состояла в возможности торпедной атаки, которую не забыли испробовать в начавшейся русско-японской войне.

Первая попытка атаковать противника торпедами была предпринята подводной лодкой «Сом» 29 апреля 1905 года в 70 милях от Владивостока. Лодка была замечена двумя японскими миноносцами, под обстрелом быстро погрузилась и предприняла попытку выйти в атаку. Однако туман и высокая скорость кораблей противника не позволили осуществить пуск торпеды. Но сам факт наличия в русском флоте подводных лодок послужил хорошим сдерживающим фактором для японского флота относительно нападения на Владивосток.

Во время Первой мировой войны «Сом» по железной дороге был перебазирован на Балтику, где подводная лодка погибла в 1916 году при столкновении с шведским пароходом.

Самая большая: проект 941 «Акула»

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект — АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет. Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

Длина исполина — 173 метра (для сравнения — длина футбольного поля для международных матчей — 105−110 метров), высота — 25 метров, ширина — 23 метра, немного меньше чем восьмиэтажный жилой дом.


В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы — две в резерве и одна — «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».

«Курск»


12 августа 2000 года, в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер «Курск» — одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ. Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек, стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.

Во время учений в Баренцевом море «Курск», который находился в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышел на связь. В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.


13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте наглубине 108 метров.

Причина и обстоятельства гибели «Курска» до сих пор вызывают споры. Среди версий есть взрыв мины времен Великой Отечественной войны, детонирование учебной торпеды на борту субмарины, а так же столкновение с американской подводной лодкой.

Боевые походы подводных лодок во Второй мировой войне имели целью увеличить число потопленного тоннажа морского транспортного судоходства, а также числа потопленных военных кораблей. Специальных задач по противолодочной борьбе с подводными лодками противника ставились в отдельных случаях, например, для борьбы с подводными лодками, атакующими арктические конвои (см. раздел 1). К сожалению, в открытой литературе такой статистики нет.
Однако, взаимные атаки между подводными лодками в основном на случайной основе происходили.
В этой связи еще раз обратимся к рецензии (Е.Ч.) на книги Дрожжина. « На стр. 523 содержится интереснейший пассаж, который стоит того, чтобы его процитировать: «Из всех 9 немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, 4 лодки потопили наши подводники: «U-144» потоплена нашей «малюткой» «М-94» под командованием старшего лейтенанта Дьякова 27.07.41 г.; «U-144» — нашей ПЛ «М-78» 23.06.41 г.; «U-149» — нашей ПЛ «М-101» 28.06.41 г и «U-584» — нашей ПЛ «М-175» 10.01.42 г. В свою очередь, немецкие подводные лодки потопили 26 подводных лодок союзников (3 наших, 17 английских, 3 американских, 2 голландских и 1 норвежскую). Вот и думай, кто кого потопил!
Пытаясь выдать желаемое за действительное, автор «Асов и пропаганды» ставит все с ног на голову. Из приведенного выше списка советских подводных лодок, «М-78» (см. пункт 8.3.48), «М-94» (см. пункты 8.3.22, 8.3.54) и «М-175» (см. пункт 8.2.36) сами стали жертвами торпед «U-ботов». Причем «U-144» топится Дрожжиным дважды разными лодками, хотя всегда признавалось, что субмарину «U-144» потопила «Щ-307» 10 августа 1941 года. Приведенной в этом списке «М-101» не было в природе. Очевидно, имелась в виду «М-99» (см. М-99 раздел 8, погибшая от торпеды «U-149» 26 июня 1941. И это несмотря на то, что на предыдущей странице Дрожжин приводит данные о трех советских подводных лодках, погибших в 1941 году на Балтике в результате атак немецких субмарин, («М-175» служила на Севере, см. пункт 8.2.36). Что касается союзных лодок (без учета советских), потопленных немецкими субмаринами, то кроме потопленных по ошибке немецкого «Сфакса» и итальянской «Маркони» (предположительно), на счету немецких подводников 5 потопленных субмарин (4 британских и 1 французская). В подводных дуэлях 26 подводных лодок стран антигитлеровской коалиции вышли победителями» (рецензия Е.Ч.).
Все эти примеры с рецензией (Е.Ч.) на книги Дрожжина приведены для того, чтобы показать, что в историческом плане не следует заниматься лжепатриотическими целями, потому что рано или поздно все встанет на свои места и мы не получим необходимого восхищения подвигами защитников нашего отечества будущим поколением.
И еще приведем высказывание рецензента (Е.Ч.) на книги Дрожжина, которое, наверное, разделяет всякий здравомыслящей человек.

Для начала немного теории. Советские подводные лодки на протяжении всей войны имели только прямо идущие торпеды. Систем наведения торпеды на цель не использовалось. Главная система – это курс лодки.

Капитану, обнаружив цель, приходилось рассчитывать так называемый торпедный треугольник, с помощью которого, на бумаге (на карте) можно было рассчитать место и время встречи торпеды с целью. Кроме расчета, необходимо было вывести лодку на курс атаки. В отличии от немецких подлодок, стрелять «от бедра», наши не могли. В случае с советскими лодками, торпеды стартовали строго по курсу лодки и на протяжении всего движения двигались в том же направлении. Немцы же, вводя необходимые данные о цели (скорость движения, направление, угол на цель (считывался с перископа))и т.д. указывали торпеде необходимый угол отклонения от цели, что позволяло им не слишком утруждаться курсом лодки перед пуском, главное занять выгодную позицию.

В игре как в жизни, никаких автоматических расчетов и ввода данных не будет. Все расчеты – вывести лодку на курс атаки.

Курс атаки стоит понимать так: Это то направление лодки, в котором будут пущены торпеды. Прямая, отложенная от лодки до цели, должна иметь то же направление что и лодка и пересекать точку, в которой торпеда должна встретить цель.

Проще говоря, для удачной атаки, игрок должен направить нос лодки так, чтобы он смотрел на цель, или впереди цели по ходу ее движения.

Упреждение.

При атаке неподвижной цели достаточно просто направить лодку носом на цель и выпустить торпеду, торпеда, следуя заданным курсом, непременно попадет в цель.

Если цель движется и имеет высокую скорость, то такое наведение не даст результата. Для этого необходимо взять упреждение. Упреждение, это вынос точки встречи снаряда с целью вперед перед целью по ходу ее движения, с учетом скорости движения цели и скорости запускаемого снаряда.

Как рассчитать, насколько производить вынос? В помощь игроку существует градусная шкала. На ней есть только отсечки. Достаточно пронаблюдать за атакуемым судном через перископ и посмотреть, сколько таких отсечек оно перекроет, скажем, за 5-10 секунд. Примерно такое время в игре требуется на то, что бы торпеда прошла расстояние примерно в 500м. Получив количество отсечек, игроку достаточно повернуть лодку на тоже количество отсечек от цели по ходу ее движения и произвести пуск. Торпеды, если цель не изменит скорость и курс, обязательно попадут в цель.

Несмотря на простоту, хочу заметить, что для удачного поражения цели, желательно находиться от нее под прямым углом. Т.е. ставить лодку так, чтобы нос лодки смотрел в борт противника. В этом случае, возможная поражаемая площадь будет на много больше, нежели если игрок будет атаковать на контркурсе, т.е. судно, идущее не встречу или от лодки.

Интерфейс

Торпедная панель.

Панель доступна через пиктограмму виде крышки торпедного аппарата, со звездой в центре (такими звездами оснащались все крышки ТА на советских ПЛ).

На панели можно видеть:

Лампы – индикаторы готовности и кнопки пуска торпед.

Если торпеда заряжена и готова к пуску, горит лампа, если торпеда не готова или ее просто нет, лампа потушена.

Кнопка «огонь» обеспечивает выпуск торпеды.

На панели два блока, по одному на каждый торпедный аппарат.

Практика.

Прежде чем рассказать о методах наведения, пару слов о перископе.

Перископ – устройство, позволяющее игроку наблюдать за окружением из под воды. Для доступа к перископу необходимо открыть панель «перископ», изображение на нижней левой панели в виде перископа (труба с окошком и ручками). Открыв панель, игрок видит три индикатора и три кнопки.

Индикаторы: «Поднят», «Движение», «Опущен». Поднят – перископ поднят, опущен, значит перископ убран и движение, означает что перископ в движении, поднимается или опускается.

Кнопки: «Поднять» и «Убрать» отдают соответствующие команды.

Учитывая, что перископ имеет определенную высоту, пользоваться им можно на определенных глубинах, т.е. глубинах меньших его длинны. Для удобства, на панели погружения есть кнопка «перископная», эта команда заставит лодку занять ту глубину, на которой можно работать перископом.

Атака с поднятым перископом из подводного положения.

Подняв перископ, игрок видит перекрестие с отсечками и окружающий мир. Наведя перекрестие на цель (путем поворота перископа влево/вправо зажав ЛКМ), игрок может наблюдать, насколько цель отклонена от курса лодки. Для этого над визиром перископа располагается шкала «пеленг» на ней, виде цифр отражается угол отклонения от курса. Для удачной атаки, нужно развернуть лодку так, чтобы цель, находилась в перекрестии, а пеленг указывал значение «0», это значит, что перископ смотрит точно на цель, и ровно по курсу лодки. Для облегчения понимания, пеленг имеет градусную шкалу в 360 градусов. Где 0 – это курс лодки, 180 – корма (сзади), 90 – правый борт, 270 – левый борт.

Допустим, вы обнаружили цель. Навели на нее перекрестие и посмотрели значение пеленга, он равен 45 градусам. Если 90- это правый борт, значит 45 – это промежуточное значение, где то между курсом и правым бортом, говоря человеческим языком – это впереди чуть правее.

Определившись с курсом на цель, нужно вывести лодку в атаку. Так как цель правее курса, значит нужно дать ход лодке и заложить рули вправо. Интенсивность поворота зависит от желания игрока, чем круче заложен руль, тем быстрее лодка выйдет на цель.

Лодка начала маневр разворота. Игрок в этот момент, если не обладает достаточным опытом, должен «лочить» цель, то есть удерживать перископное перекрестие на цели или около нее. Постепенно пеленг начнет смещаться. Так как игрок задал поворот вправо, то и значение пеленга будет стремиться к нулю. И так, перекрестие на цели, на пеленге указатель «0». Все, необходимо поставить рули в положение «0». Теперь лодка движется прямо на цель. Игроку осталось дать команду «Огонь» и торпеды умчаться к своей жертве.

Что делать если случайно лодка развернулась дальше, чем планировалось? Ничего страшного, главное не пытаться остановиться, достаточно сбросить ход до 1/3 (самый малый), и заложить рули в обратную сторону, но с меньшим углом. Лодка плавно начнет движение в противоположную сторону.

Производить наведение через перископ можно как в подводном, так и в надводном положении, единственная разница – высота над уровнем моря, но это не тот фактор, который может повлиять на успешность наведения.

Метод наведения без перископа из надводного положения.

Данный метод не страдает сложностью расчетов, но он менее точен. Суть его проста. Все начинается с определения цели, как и ранее, игрок должен навести нос лодки на цель. И вот тут есть небольшой камень. Игрок видит цель не с мостика, а со стороны и его представления о правильности курса весьма неточны. Для достижения лучшего результата, стоит воспользоваться методом мушки. Принцип такой же, как и на винтовке. Необходимо свести три точки – цель, мушка, целик. В случае с лодкой: Цель – понятное дело судно противника, мушка – нос лодки, целик – Тумба перископа.

И так, игрок, занимает камерой позицию позади лодки, снижаясь до уровня, когда ему отчетливо видна цель и вся лодка, включая нос. Далее, заводит камеру так, что бы она находилась на одной прямой тумба перископа – нос лодки. Далее, продолжая эту прямую взглядом, игрок видит, пересекает ли она цель. Если нет, то лодку необходимо довернуть так, чтобы прямая пересекла цель. Как только это случилось, можно пускать торпеды.

Данный метод намного быстрее перископного, но максимальный успех при атаках на большие дистанции по маломерным целям достигается только с приобретением навыка. Стоит помнить, что у игрока только две торпеды.

Атака из подводного положения без перископа.

Этот вид атаки применялся нашими подводниками, но был не так популярен как предыдущие. Вероятность ошибки была велика, а второй попытки могло не представиться.

На лодке есть акустическая станция и акустик. Всякий раз, когда в зоне досягаемости микрофонов появляются суда, акустик докладывает об их обнаружении. В докладе, акустик указывает тип цели, пеленг на цель и расстояние.

Чем ближе цель, тем чаще идут доклады. Получая такую точную и оперативную информацию, игрок может ей воспользоваться так же, как если бы он смотрел в перископ.

Например. Акустик сообщил: расстояние 700м слышу грузовой, пеленг 300. Это значит что на пеленге 300 градусов (а это больше чем 270 – левый борт но меньше чем 360, где 360 = 0, т.е. курс лодки) есть судно. 300 градусов это на 60 градусов левее курса лодки, значит лодку стоит разворачивать влево. Далее начинается разворот, а игрок следит за докладами акустика. Скоро игрок заметит, что пеленг меняется, стремясь к 360 градусам. Как только пеленг пересечет отметку в 360, акустик скажет – 0 градусов, значит цель по курсу. Если цель медленная, или на малой дистанции, можно выпускать торпеды, атака удастся.

Для чего нужна бесперископная атака? Во-первых, перископ может быть поврежден, а во вторых если вражеские военные корабли рядом, они непременно услышат работу лебедок поднимающегося перископа, и начнут бомбить то место, где, по их мнению, прячется игрок. По этому, не поднимая перископ, сделав залп, игрок быстро меняет глубину (желательно без продувок и прокачек) и, меняя курс, уходит в другое место. К сожалению, торпедный след укажет врагу, где примерно находится игрок, поэтому не стоит испытывать судьбу, лучше скрыться. Враг, даже не подтвердив данные о месте нахождения, все равно сбросит несколько бомб – для профилактики.

Кратко о маневрах уклонения и источниках шума.

Маневры просты, но их желательно знать. Я приведу ряд правил виде тезисов:

  1. Чем глубже лодка прячется, тем хуже ее слышит враг.
  2. Если вас заметили, старайтесь не только уйти глубже, но и изменить курс.
  3. Меньше шума, зайдите в панель управления системами и отключите устройства, которые вам сейчас не нужны.
  4. При изменении глубины, если враги рядом, старайтесь не использовать срочных команд, они слишком шумны.
  5. Всегда в опасных ситуациях следите за уровнем шума по датчикам.
  6. Не всякий ремонт срочен, если опасность рядом, лучше запретить матросам ремонтировать, это снизит уровень шума.
  7. Если враг рядом, после пуска торпед обязательно меняйте курс и глубину, поверьте, враг может определить ваше местоположение по следу от торпед.
Загрузка...
Top