Израиль река иордан. Место крещения Христа. Река Иордан. Иордания на карте мира: география, природа и климат

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18).

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр 21:1–3).

В шестой день пребывания на Святой Земле группа священнослужителей из Симбирской и Мелекесской епархии во главе с архиепископом Проклом, оставив Тивериаду, отправилась в Ярденит, на берег священной реки Иордан. В русском издании альбома “Земля Иисуса” (1995 г. Флоренция) Ярденит называется “Центром Крещения”, который основали члены киббуца Киннерет, “чтобы встречать бесчисленные потоки верующих, приезжающих сюда”. “До сих пор, - пишет далее автор, - в водах Иордана происходит символический обряд крещения верующих греческой Православной Церкви и католиков”. В альбоме есть фотографии места Крещения Иисуса Христа, под ними подпись: “Ярденит: два вида реки Иордан возле деревни, где крестился Иисус. Это место реки до сих пор почитается верующими” (подчеркнуто мной - прот. В. Д .)

В “Центре Крещения” мы отступили от “Программы путешествия”. Спустились на некоторое расстояние вниз по течению от “места, где паломники совершают погружение” , нашли удобный сход к воде и, совершив молебен, вошли в прохладные воды Иордана.

По территории Израиля Иордан течет не более восьми километров. Дальше, до самого устья, знаменитая библейская река является границей между Иорданией и Израилем. Наш путь из Ярденита к Мертвому морю проходил мимо заграждений из колючей проволоки. Когда проезжали через Иерихон, от которого идет дорога к Иордану, к месту, где Иисус Христос явился всей вселенной, где совершилось Его крещение, в котором показы­ва­ется таинство Святой Троицы, кто-то из группы спросил гида:

Почему в программе поездки нет подлинного места, где произошло событие, повернувшее ход священной истории Искупления от Ветхого Завета к Новому - Богоявление ?

Место это, - ответил гид, - находится на том берегу Иордана, напротив Иерихона, около семи километров до впадения в Мертвое море. Там стоит храм Иоанна Предтечи, но туда можно попасть только в праздник Крещения по специальным пропускам.

День седьмой в Палестине, последний по “Программе”, должен был начаться поездкой в Тель-Авив и Яффу, но наше паломническая группа решила остаться в Иерусалиме, еще немного побыть там, где мы участвовали в совершении таинства святейшей Евхаристии в полночь у Гроба Господня…

Путешествие по Святой Земле давно закончилось, но вопрос о “подлинном месте” Крещения и Богоявления и его значении остался.

Попытаемся, помня о неизреченности Божественной тайны, поставить этот вопрос, не претендуя на его разрешение.

Это происходило в Вифаваре

1 .Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия, начинается с выхода на проповедь и крещение Иоанна Крестителя, как написано у пророков (Мк 1:2), предвозвестивших приход в мир Спасителя и пред Ним Иоанна, предсказавших место, где будет проповедовать Иоанн - Глас вопиющего в пустыне (Ин 1:23). Также Духом Святым было возвещено ему крестить в воде. Я не знал Его , - говорит Иоанн, - но Пославший меня крестить в воде сказал мне … (Ин 1:33). В каждом из четырех Евангелий говорится, что Иоанн совершал крещение в водах реки Иордан. Итак, “под­лин­ное” место крещения Иисуса Христа - Иордан. Но река делится на три течения, верхнее - от истоков до озера, называемого в Ветхом Завете Мером; среднее - от озера Мером до Генисаретского озера; и нижнее - от Генисаретского озера до Мертвого моря. В каком же из этих течений?

У Евангелиста Матфея написано: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской (Мф 3:1); у Луки: …был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской (Лк 3:2–3); у Марка: Явился Иоанн, крестя в пустыне (Мк 1:4). Отсутствие названия пустыни в Евангелии от Марка Толковая Библия Лопухина объясняет тем, что Марк «как житель Иерусалима, считал излишним ближайшее определение того, что он разумеет под пустынею: иерусалимляне под “пустынею” привыкли понимать именно иудейскую пустыню, то есть страну между горами иудейскими и Иорданом, к северо-западу от Мертвого моря» . В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора кроме Иудейской, Фекопской и Иерихонской названа также Иорданская пустыня, а на географических картах Палестины “времен Иисуса Христа” она обозначена по обоим берегам Иордана от Иерихона к северу на две трети нижнего течения.

По расположению Иудейской и Иорданской пустынь можно сделать следующее уточнение места, где принял крещение и явился миру Спаситель: нижнее течение Иордана, между Генисаретским озером и Мертвым морем. Здесь река Иордан течет с севера на юг на протяжении 107 километров.

Несомненно, что там, где крестился Христос, глубина была достаточной для совершения погружения. О необходимости этого есть подтверждение в Евангелии от Иоанна: А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды (Ин 3:23). Но несомненно и то, что где-то недалеко должна быть переправа, так как выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне (Мк 1:5), а крестил Иоанн на восточном берегу Иордана, по ту сторону от Иудеи, как сказано у Евангелиста Иоанна Богослова: (Ин 1:28); ср. в церковнославянском: Сия в Вифаваре быша об он пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя ; обонпол значит ‘за’, то есть за Иорданом. И в Евангелии от Иоанна сказано: …искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:39–40). Но в Ин 1:28 вызывает недоумение и вопросы само название места, где крестил Иоанн Предтеча и впервые явилась миру Пресвятая Троица. «Вместо имени “Вифавара” (место переправы) в большинстве древних кодексов стоит название “Ви­фа­ния”» . Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова пишет: “Сия в Вифании быша”, но добавляет: “А в исправнейших списках сказано: в Вифаваре. Вифания была не по ту сторону Иордана и не в пустыне, а близ Иерусалима” .

В толковании на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского поставлено “Вифавара”, но следует подробная сноска. “Так по одним ркп. у св. Кирилла согл. мног. кодд. и Сир. Но в других ркп. св. Кирилла чит.: Вифания согл. древн. Кодд., лат. Вульг. Сир. (sch и р - текст) и др. мн. Последнему следует Остром. Мар. Зогр. и др. древнеславян., но теперь слав. следует Конст. 1383 г. и позднейшим. У св. Алексия не ясны последние буквы: в вифа.., но по всем признакам надо читать: в Вифании” . Существует объяснение названия “Вифавара”: «дом перехода, палестин. местечко, упоминаемое в Н. З. (Ин 1:28), находится против Иерихона. В некоторых местах Вифавара называется “Вифания заиорданская”» .

Толковая Библия Лопухина называет точное расположение Вифавары: “В 10 километрах от Иордана”, но на картах “Хана­ан” и “Палестина”, помещенных в конце издания, она не указана . А в Библейской энциклопедии издания Российского Библейского общества, наоборот, на карте “Израиль в эпоху Нового Завета”, на восточной стороне Иордана, около четырех километров от Мертвого моря, обозначена “Вифания за Иорданом”, но в географических названиях о ней ничего не сказано .

В 2001 году в интернете появилось сообщение: “Ученые нашли место крещения Иисуса Христа”. Международная группа ученых, ведущая раскопки на Святой Земле, объявила, что ей “удалось наконец решить одну из загадок, связанных с Новым Заветом - установить точное место крещения Иисуса Христа”. Они нашли на восточном берегу Иордана, где сейчас находится иорданский поселок Вали-эль-Харар, основание греческой колонны с крестом наверху, которая была установлена во времена раннего христианства среди Иордана на месте крещения Спасителя. Источник “Утро.Ру” считает, что местонахождение селения Вифания, недалеко от которого проповедовал и крестил Иоанн Креститель, до сих пор было неизвестно потому, “что в Палестине было несколько селений с таким названием” . Несомненно, дело не в количестве селений с названием Вифания (по ранним кодексам) или Вифавара, которое дано в Евангелии от Иоанна (Ин 1:28), а в том, что это открытие не стало событием в христианском мире. С тех пор прошло достаточно времени, но, судя по всему, “под­лин­ное место” (если о нем можно говорить всерьез) Крещения и Богоявления все еще находится за колючей проволокой.

2 . Вифавара - “дом перехода, палестинское местечко, находящееся против Иерихона”, «“дом переправы <…> по ту сторону Иордана”, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель; здесь также, как полагают, израильтяне перешли Иордан во главе с Иисусом Навином» .

В более ранних кодексах Евангелия от Иоанна место Крещения и Богоявления называется Вифанией, Вифания - по-еврейски ‘дом бедных’ или ‘дом угнетения, бедствия’ .

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную.

И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1).

Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6).

Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного черезХриста” . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

“Но дщерь фараона, то есть церковь из язычников, хотя и имевшая некогда отцом своим сатану, обретает Его при водах, являющих образ святого Крещения, через которое и в котором Христос обретается, и открывает ковчежец” . Но ветхий путь изведения Израиля Моисеем из Вифании египетской, “дома рабства”, в Землю Обетованную не только прообразовательно указывает на новый путь спасения через Крещение, а и реально завершается там, где начнется исход нового народа Божия от мира сего на небо - в Церковь, и Моисей, предызобразивший в младенческом возрасте Крещение Иисуса Христа, умирает здесь же, при водах Иордана, против Иерихона, где это Крещение и совершится, где Христос “открывает ковчежец” вечной жизни. Здесь умирает ветхий человек и “вражда наша на Бога <…> и мы восходим от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодатию Призвавшего нас” .

Перед смертью Моисей благословил по гласу Божию Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух (Чис 27:18), вождем сынов Израилевых. Он так же, как и Моисей, прообразуя Иисуса Христа, входит с народом в Святую Землю. Исполняя то, что говорил ему Господь, Иисус Навин приказал взять двенадцать камней по числу колен израилевых со дна Иордана, где стояли священники с ковчегом завета, и положить их в Галгале. И другие двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета Господня. Они там и до сего дня (Нав 4:9). Для перенесения камней Иисус назначил двенадцать человек, по одному из колена. Каждый нес камень, положив на плечо. На месте, где прозвучит глас Иоанна Предтечи, было положено знамение в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа всей земли; когда он переходил через Иордан, тогда вода Иордана разделилась; таким образом, камни сии будут у вас для сынов Израилевых памятником на век (Нав 4:7); дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа, Бога вашего, во все дни (Нав 4:24).

Но недолго помнили “повеления Господни” сыны Израилевы, опять пошли “вслед ваалам” и разрушили памятник.

Илия пророк первый начинает готовить путь возвращения в исходную точку - на восточную сторону Иордана, против Иерихона, из Земли Обетованной в пустыню. По его молитве наступает наказание: очищение огнем - засухой. Он восстанавливает на горе Кармил разрушенный жертвенник Господень из двенадцати камней. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова (3 Цар 18:31). В этом восстановлении прообразовательный смысл: “отвергнутые” камни, положенные знамением у перехода сынов Израилевых, станут “во главу угла” нового жертвенника в новой вселенской Скинии. Господь посылает Илию как предтечу пройти путь возвращения в Вифанию. Он идет к месту перехода - Вифавары Израиля, рассекает милотью Иордан и по суху переходит на пустынный восточный берег.

За твою дерзость против Меня <…> возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел (Ис 37:29). Несомненно, что эти слова, сказанные Господом через пророка Исайю, были предупреждением не только царю Ассирийскому. Отвергнувшие дар Божий - землю, текущую молоком и медом, превратившие ее (в духовном смысле) в пустыню, сыны Израилевы и сыны Иудины в пустыню же и возвращаются.

Вознесение Илии пророка на огненной колеснице в вихре на небо (4 Цар 2:11) на том же месте, где стоял станом Израиль, где могила Моисея, предобразует новую Вифавару, новый “пере­ход”, новую Пасху - от земли на Небо. Именно здесь воздвигнет Господь святилище и скинию истинную (см. Евр 8:2), новую, совершенную и нерукотворенную, Святое Святых. В этом вселенском Алтаре совершится великое дело - предстоящее Крещение - “колесница на небо, райское наслаждение, предуготовление Царствия, дарование усыновления” (святитель Кирилл Иерусалимский) ; сюда войдут народы жертвою благоугодною (Ис 60:7) на новый праздник в пустыне, в совершенной радости, на новую Пасху.

Путь возвращения в “исходную точку”, который прообразовательно указал Илия пророк - путь возвращения к Богу. Начатое им великое дело приуготовления продолжает и совершает Иоанн Предтеча. Там же, откуда Господь восхотел вознести Илию (4 Цар 2:1), является человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн (Ин 1:6). Он, по слову Ангела, многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии <…> дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:16–17). Там же, где возглашал Моисей: Слушай, Израиль! Слушай постановления и законы , звучит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Господь посылает Иоанна крестить в воде и засвидетельствовать миру крестящего Духом Святым Сына Божия во славе Святой Троицы - Богоявления.

3 . В Толковой Библии Ло­пухина высказывается предположение, что местечко Вифавара находилось в 10 километрах от Иордана. “Здесь, вероятно, - пишут авторы, - имел свое пребывание Креститель, когда около него собралось немало учеников, которые не могли же все время в зной и холод находиться в пустыне, без приюта. Отсюда Креститель мог ходить ежедневно к Иордану и там проповедовать” .

С таким утверждением трудно согласиться. Ученики Иоанна может быть и не могли находиться в пустыне “без приюта”, но сам Предтеча, “вскормленный в пустыне” (Георгий Неокесарийский), выйдя на проповедь Благой Вести, не мог отступить от подвижнической, духовной сущности новой жизни, которую он сам проповедовал. “Иоанн выходил из пустыни, - пишет Евсевий Кесарийский, - одетый в странную одежду. Он уклоняется от всякого общения с людьми и потому не заходил ни в города, ни в деревни, ни в собрания мужей и даже трапезу ни с кем не делил”. “…Который внезапно появлялся неизвестно откуда из пустыни, а после проповеди удалялся обратно в пустыню и снова неизвестно куда; который не пил, не ел, не общался с толпой. Потому они думали, что он даже и не человек. Ибо как он мог быть человеком, если даже в пище никакой не нуждался? Поэтому и принимали его за ангела, того самого, о котором возвестил пророк” .

Жизнь Крестителя предвосхищает завершение собрания народа на ветхой, земной, естественной основе - в страны, города, деревни и любые другие “народные собрания” - и начало нового собрания, собрания в Церковь, “которое Сам Бог созывает” (протопресвитер Николай Афанасьев), которое есть собрание Евхаристическое всех на одно и то же - Трапезу Господню, в котором нет иудея и эллина, раба и свободного, богатого и бедного, которое не имеет “постоянного места жительства”.

Через Иоанна Предтечу Господь готовит новую Вифавару, - переселение к Небесному Отечеству из Вифании - “дома скорби”, “мира сего” ко граду Божию - Небесному Иерусалиму, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14); новый исход - в Церковь и через Церковь. “Особенная цель Иоанна, - говорит святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова, - была та, чтобы только огласить Его пришествие и убедить хотя некоторых - послушать Живота вечного. Большее же свидетельство Иоанн оставляет Самому Христу…” .

Крещение Иисуса Христа в Иордане было явлением миру Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Спаситель свидетельствует вступление в Церковь через таинство Крещения. Это вступление “совершается Духом, Которого посылает Бог в таинстве крещения” . Дальнейший путь новой “Скинии собрания” свидетельствуется Иисусом как путь восхождения в Иерусалим, как путь Страстей. Об этом “оглашает” Иоанн Креститель. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).

Это происходило в Вифаваре…

Здесь Христос является как Пасхальный Агнец, здесь воссиял миру светильник Небесного Иерусалима, воссияла Новая Пасха - иного жития вечного начало (7-я песнь канона), здесь начинается новое время - время спасения, начало возвращения творения к Творцу, человека к Богу.

Иордан как образ преграды

Грехопадение человека отделило его от Бога. Между Творцом и тварью возникла греховная преграда вражды и разделения, ведущая к смерти. Началась жизнь людей в “доме скорби” - Вифании. Греховная преграда разделила весь мир: человека с человеком, человека со своей совестью, человека со всем, что есть в мире. Все разделилось в себе самом, противоположилось: по эту сторону - и по ту сторону. Разделение (“Вавилон”) становилось причиной войн и бесконечных переходов и переселений по всей земле.

Господь избрал Аврама и он стал ходить по пути, указанному Богом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля (Быт 13:3). С Аврамом ходил его племянник Лот. И у Аврама, и у Лота был мелкий и крупный скот и шатры. Имущество их было так велико, что стало им тесно жить вместе. Пастухи “скота Аврамова” начали враждовать с пастухами “скота Лотова” и родственники решили разделиться. Аврам сказал Лоту: “Если ты направо, то я налево”. Именно здесь, при разделении близких по родству людей, впервые в Библии упоминается река Иордан: И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую <…> и раскинул шатры до Содома (Быт 13:11–12). Эта река занимает особое место в библейской истории, она - не только реальное разделение Палестины на две половины - восточную и западную, но образ преграды, разрушающей цельность и умертвляющей жизнь.

Иаков - первый, кому Господь дал власть “рассечь” Иордан как преграду, когда он, спасаясь от своего брата Исава, бежал в Месопотамию к своему дяде Лавану в Харран, после того как Господь во сне сказал ему: и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28:15). Возвращаясь обратно, Иаков, узнав, что навстречу идет брат с войском, испугавшись, воззвал к Господу: Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт 32:10). Хотя в приведенных словах Иакова нет прямого указания на “рассечение” вод Иордана, но в Толковой Библии Лопухина есть подтверждение подобного заключения: “еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqoli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан” .

Иисус Навин, которому после смерти Моисея Господь повелел завершить исход, разделил воды Иордана ковчегом завета Господня, открывая сынам Израилевым путь в Землю Обетованную. Илия пророк силой, данной ему от Господа, разрушил “преграду”, указуя “мятежному дому” путь возвращения в пустыню, а после вознесения его на колеснице огненной сила разрушения “преграды” перешла к его ученику Елисею.

Святитель Иоанн Златоуст называет только три “рассечения” Иордана: при Иисусе Навине, Илией и Елисеем, но у него “рассечение” имеет смысл преграждения, отсечения вод Иордана от Мертвого моря - от смерти, обращения течения их вспять. “Трижды его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к Мертвому морю, но чтобы он востекал к древним живым корням” . Святитель видел в Иордане образ нашего смертного рода. “Начался наш образ из земли, - пишет он, - и прекратился смертью; его приняло Мертвое море, глубокое, преисподнее, мертвая бездна” .

Все ветхозаветные “рассечения” Иордана разрушали преграду только на время перехода на другой берег, после чего она опять восстанавливалась и продолжала существовать. И только Иисус Христос окончательно разрушает греховную преграду вражды и разделения, давая возможность всем жаждущим и желающим спасения восходить от земли на Небо - к вечной жизни. “Иор­дан - начало обладания землею; Иордан - начало обладания Царством Небесным” .

Своим Крещением и явлением в мир Пасхальным Агнцем, искупительной Жертвой за грехи всего мира Иисус возвращает миру утраченную цельность, его первоначальное единство. При­миритель соединяет два разделенных берега, как камень, соединяющий две стены, превращает Иордан из образа греховной преграды в образ чистой реки воды жизни Небесного Иерусалима, где древо жизни и по ту и по другую сторону реки (см. Откр 22:1–2). Ибо Он есть мир наш , - пишет апостол Павел, - соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф 2:14–15).

Новый исход

После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос в силе духа начинает Свой путь служения. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Сначала Он идет в “свое отечество”, в Галилею. Чтобы попасть туда, необходимо было пройти Заиорданской стороной вдоль Иордана до Вифавары напротив Скифополя. Этим путем ходили паломники из Галилеи в Иерусалим на Пасху и другие иудейские праздники. Для них был закрыт прямой путь через Самарию, которая находилась между Иудеей и Галилеей, по причине частых обострений отношений иудеев и самарян. Самаряне поклонялись Богу не в Иерусалиме, а на горе Гаризим. Это было основной причиной их разногласий. “…Так как Моисей повелел иметь для общественного поклонения Богу только одно место во всей обетованной земле, - пишет Б. И. Гладков, - то понятно, почему между самарянами и иудеями существовало непримиримое разногласие о том, у кого из них истинное поклонение Богу” .

Путешествующим в Иерусалим из Галилеи приходилось дважды переправляться через Иордан: первый раз на восточный берег напротив Скифополя, второй - опять на западный напротив Иерихона, и далее идти от Иерихона до Иерусалима по пустыне, которая была “очень опасна для путешественников, так как там ютились разбойники” .

Этим путем родители Иисуса ходили каждый год из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк 2:41). Христос с юных лет знал этот путь (Лк 2:42) и проходил через место, где, принимая Крещение, явится миру как Сын Божий. Паломнический путь из Галилеи в Иерусалим станет Его последним путем - восхождением на добровольную смерть, на Страсти. В Евангелии от Иоанна этот путь Христос начинает с места Своего Крещения, куда Он возвращается, уклоняясь от рук преследователей.

И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:40). В повествовании апостола и евангелиста Иоанна местом, где крестил Иоанн, называется не только Вифавара (Ин 1:28), но и Енон близ Салима (Ин 3:23). Но, если верить карте “Палестина времен Иисуса Христа и Апостолов”, Енон и Салим находились “на этом” - западном берегу Иордана, на территории Самарии, а не “за Иорданом”. Подтверждение тому, что Спаситель возвращается на место Своего Крещения, можно найти в Беседах на Евангелие Иоанна святителя Иоанна Златоуста: “Но для чего евангелист указывает место? Для того, чтобы ты знал, что Он удалился в то место с намерением напомнить иудеям о том, что там произошло и что сказано было Иоанном, равно как и его свидетельство” . Сюда же, где когда-то Моисей повторил сынам Израилевым главное содержание книг закона, возвращается Господь, напоминая еще раз о самом существенном моменте Своего благовествования.

«Он удаляется из Иерусалима, - пишет блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, подчеркивая особый духовный смысл возвращения Иисуса Христа на место Крещения, - то есть от иудейского народа, и переходит в место, имеющее источники, то есть в Церковь из язычников, имеющую источники Крещения. Ибо “за Иордан” означает это, то есть переход через Крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как пройдя через Крещение, которое обозначается Иорданом» .

Иисус Христос оставался в Вифаваре более трех месяцев: из Иудеи в Перею Он удалялся на время праздника Обновления (в двадцатых числах 9-го месяца хаслева - первая половина декабря), а возвращается, узнав о болезни Лазаря, предположительно в конце февраля, так как после воскрешения Лазаря говорится - Приближалась Пасха Иудейская (Ин 11:55), а Пасха Иудейская - в середине 1-го месяца авива (вторая половина марта и первая половина апреля). За это время многие пришли к Нему <…> И многие там уверовали в Него (Ин 10:41–42).

Отсюда, совершив чудо воскрешения Лазаря, Спаситель “вос­­­­хо­дит” в Иерусалим - в “мир сей”, который возненавидел Его, который ищет Его, чтобы уничтожить. Отсюда, с места, где завершился Ветхий Исход, начинается Новый - через Страсти к Воскресению и победе над смертью - к Жизни Вечной.

В синоптических Евангелиях (Мф, Мк, Лк) нет прямой параллели Ин 10:40, но в каждом из них последний путь Христа из Галилеи в Иерусалим совпадает с паломническим путем Заиорданской стороной через Десятиградие и Перею с двумя переправами через Иордан. Следовательно, и у синоптиков Иисус перед восхождением через Иерихон в Иерусалим был в Вифаваре - на месте Крещения. Это тоже возвращение “за Иордан”, которое не могло остаться незамеченным, не напомнить о тех событиях, которые здесь произошли. В первых трех Евангелиях нет оснований для предположения о времени пребывания Спасителя в Вифаваре, но в каждом из них - Мф 20:17–19; Мк 10:32–34; Лк 18:31–33 перед Иерихоном Иисус, “отозвав двенадцать учеников одних”, повторяет им то, что открыл им в начале пути на Страсти: Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21; ср. Мк 8:31; Лк 9:22) - возможно, что эти слова были сказаны в Вифаваре. Христос третий раз втайне открывает ученикам сущность Своего “удивительного” учения на пути из Галилеи в Иерусалим, но они опять не разумели сказанного (Лк 18:34). Когда они впервые услышали, на какой путь вступает их Учитель и призывает следовать за Ним, Петр, который только что исповедал, что Христос - Сын Бога Живаго , которому Иисус только что сказал, что сделает его основанием Своей Церкви и даст ему ключи Царства Небесного , начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22; ткж. Мк 8:32). Ответ Христа Петру резок и решителен, как на третье искушение от диавола: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:23; ср. Мк 8:33). Сразу же после этих слов Христос открывает самый “удивительный” момент Своего учения, который, говоря словами митрополита Антония Сурожского, “переворачивает мир вверх дном”: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). В Евангелии от Матфея Он обращается только к ученикам Своим, от Марка - к народу с учениками, от Луки - ко всем. Господь возвестил всем завершение жизни “для себя” и “в себе”. “Отвергнись себя” - непременное условие Нового Исхода, о котором через несколько дней (через шесть - Мф, через восемь - Мк) Он, преобразившись, будет беседовать с Моисеем и Илией. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалим (Лк 9:31). Моисей совершил Ветхий Исход сынов Израилевых из Египта и дошел с ними до Вифавары - места Второзакония и своей кончины, места чудесного перехода Израиля через Иордан; Илия указал путь возвращения в Вифанию-Вифавару как исходную точку, которая станет началом Нового Исхода - Пути Спасения всех людей. Именно они явились Иисусу в Его Преображении. Со Христом на Фаворе были ученики Петр, Иаков и Иоанн, но они во время беседы Его с Моисеем и Илиею спали, а Петр, пробудившись, просил Иисуса остаться здесь, никуда отсюда не уходить. Ученики не могли принять главного условия Нового Исхода - “отвергнись себя”. Путь на Страсти вызывал страх и сомнения, расслаблял волю. Думая, “что человеческое”, нельзя понять, что Путь Спасения есть Путь на Страсти. В подтверждение истинности Нового Исхода во Христе, всего того, что Он говорит, был глас из осенившего их облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5; Мк 9:7; Лк 9:35).

Христос говорит, но никто не принимает свидетельства Его (Ин 3:32). Но было свидетельство Иоанна Крестителя: Сей есть Сын Божий (Ин 1:34). Иоанн свидетельствовал, чтобы приняли свидетельство Приходящего свыше: Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:33–36). Об этом напоминает всем Христос Своим возвращением за Иордан перед восхождением в Иерусалим в повествовании апостола Иоанна Богослова (Ин 10:40), а в синоптических Евангелиях - во время пути на Страсти из Галилеи в Иерусалим. И пока Он оставался там, где явился миру во славе Святой Троицы, откуда начал Свое служение, многие пришли к Нему (Ин 10:41) и приняли то, что свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель, как истинное: и многие там уверовали в Него (Ин 10:42). Когда Иисус, узнав о болезни Лазаря, призвал учеников идти опять в Иудею, они начали прекословить Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин 11:8). И только Фома сказал не как сопровождающий Учителя на смерть, а как следующий Его путем: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16). Здесь - “с Ним” - со Иисусом, а не с Лазарем .

Фома не отделяет Его Страсти от Его славы, как сыны Зеведеевы, просившие почетных мест в Царстве (Мф 20:20–21; Мк 10:35–37), в его словах - понимание сокровенного смысла Нового Исхода: “через Страсти Господь входит в славу Царства” .

Дом Пасхи

Пасха по-еврейски буквально значит ‘переход, перемена места’. В Ветхом Завете Пасха - праздник в воспоминание перехода Израиля из “дома рабства” в земле египетской в Землю Обетованную, текущую молоком и медом, красу всех земель (пасхой также называли жертвенного пасхального агнца). Ветхозаветный Исход завершился чудесным переходом сынов Израилевых через Иордан напротив Иерихона. На этом же месте - начало Нового Завета с Новым Исходом.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28). На месте ветхозаветной Вифавары, дома перехода, является миру Новый Пасхальный Агнец во славе Святой Троицы, чтобы спасти мир от смерти греха, уничтожив ее “жало” Своей добровольной смертью. Он начинает Домостроительство новой Вифавары - нового Дома Пасхи.

«Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность. - пишет протопресвитер Александр Шмеман, - наполнив ее Собою, Своей любовью и жизнью, Он превращает ее, бывшую самой реальностью отчуждения и извращения жизни, в сияющий и радостный “переход” - Пасху - в более насыщенную жизнь, в более крепкое единение, в более сильную любовь» . Господь собирает народ Божий на новый праздник в пустыне в Вифании - “доме скорби”, “доме падших”, “за станом”, в таинство Церкви Божией во Христе, на Трапезу Господню - святейшее Таинство Евхаристии, совершаемое в Духе и Духом. “Новое Домостроительство, утверждаемое на месте Ветхого, есть Домостроительство Духа” .

Новое собрание - в таинство новой жизни, в Церковь “стран­ст­вующую” в пустыне мира сего до Дня Господня. Итак выйдем к Нему за стан , - призывает апостол Павел в Послании к Евреям, - нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:13–14). “К Нему” - значит в Его Церковь, как Его Тело, распинаемое за грехи всего мира, которая есть “действительный переход” (о. Александр Шмеман) в Царство Божие. Новая Пасха, Новый Исход от земли на небо во Христе будет совершаться в новом времени, доколе Он придет. “Евхаристия, - пишет протопресвитер Николай Афанасьев, - совершаемая учениками до тех пор, пока Он придет, есть продолжающаяся, последняя Трапеза Христа. Как и Тайная Вечеря, она связана с Его смертью и Его Воскресением” . Сама Церковь Божия во Христе, в которой и через которую исполняется, становится реальным новое время и новая жизнь, и есть новый “праздник в пустыне”, праздник перехода из мира сего в Его Царствие. Но “Его исход” - праздничный переход из эона мира сего в эон Царства (о. Александр Шмеман) - не разрушает ветхие “мехи”, но претворяет старое в новое, сохраняя и то, и другое, как говорит Господь в притче о новом вине и ветхих мехах (Лк 5:36–39). После того как Сын Человеческий исполнил Свой исход к Отцу, пишет протопресвитер Александр Шмеман в Введении в литургическое богословие, “в Нем Новая Пасха стала Жизнью людей…” . Новая Пасха во времени актуализует “то вечное начало, которое для старого мира есть его конец, а в Церкви - Конец, претворенный в начало - начало, наполняющее радостной полнотой Конец” .

В Новом Доме Пасхи - все пасхальное, переходное, как новый закон, как новая “закваска”. Например, название отечества Иисуса Галилея, где Он начинает Свое служение, откуда начинается Его последний путь на Страсти, означает ‘переселение’ или ‘откровение’, как утверждает блаженный Августин, объясняя таинственное значение слов Воскресшего Христа: По воскресении же Моем предварю вас в Галилее (Мф 26:32; ср. Мк 14:28).

«Если понимать его (слово “Галилея” - прот. В. Д .) в смысле “переселения”, - пишет он, - то не означает ли это перехода благодати Христовой от народа Израиля к язычникам? Проповедуя язычникам Евангелие, Апостолы никогда бы не заслужили у них доверия, если бы Господь не предварил их пути в сердцах (этих) людей». “Это и будет истинное откровение, истинная Галилея, когда мы будем подобны Ему; там мы и увидим Его таким, какой Он есть. Это будет также и истинное переселение, если мы будем праведны и заслужим жизнь вечную” .

Церковь как Богоявление

В Введении в святоотеческое богословие, в главе “Святитель Григорий Нисский” протопресвитер Иоанн Мейендорф рассказывает о том, как святитель Григорий был послан Антиохийским собором в поездку по церквям Аравии и Палестины. Ему необходимо было собрать сведения об арианской ереси. Из этой поездки он вернулся с “весьма отрицательным” впечатлением об Иерусалиме. “Святые места. - пишет отец Иоанн, - в то время ставшие популярным центром паломничества, не вызвали у него никакого энтузиазма. В одном из своих писем Григорий пишет, что Божие присутствие есть повсюду, и полагать, что в Святой Земле оно явственнее, нежели во всяком другом месте, - большое заблуждение” .

С переходом от Ветхого к Новому, по выражению святителя Иоанна Златоуста, “вся земля, наконец, сделалась храмом”, изменился сам образ поклонения Богу. В беседе с самарянкой Христос говорит: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу <…> Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин 4:21,23). В толковании на Евангелие от Иоанна святитель Иоанн Златоуст, рассматривая смысл слов Христа о новом образе служения Богу, пишет: “Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Богу” . А истинные поклонники - “это те, которые не ограничивают служение Богу каким-либо местом, а поклоняются Ему духом, как и Павел говорит: молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим 12:1). Итак, не овец и тельцов, но себя самого принести Богу во всесожжение и значит: “пред­ставить жертву живу. И истиною достоит кланятися” .

С приходом в мир Христа ветхозаветное богопоклонение с его принципом посредничества между человеком и Богом (храм, священство, жертва), будучи прообразовательным, заканчивается и наступает новое - совершенное, как духовный подвиг, как «осознание всецелой принадлежности - душою и телом - Христу, “включение” в Его жизнь» . Теперь - Всевышний не в рукотворных храмах живет (Деян 7:48), теперь “храм” - Церковь, сотворенная Богом и Ему принадлежащая, являющаяся Таинством Евхаристического собрания верных во Христе на Его Трапезу в Его Царствии. После Богоявления в Вифаваре, где крестил Иоанн Предтеча, говоря словами протопресвитера Георгия Флоровского, - поворотной точки Откровения, когда «“Пос­лед­нее” или “новое” уже вошло в историю, но финал еще не наступил. Царство началось, но не исполнилось» ; после того как Троическое явися поклонение , Господь является в Церкви и через Церковь, которую Он основал на Тайной вечере, и которая актуализовалась в Пятидесятницу, Богоявлением вошло в мир новое, истинное Богопоклонение, которое само есть теперь Богоявление. Иисус Христос после Своего Воскресения и Вознесения являет Себя в мире сем через Церковь - Свое Тело, возглавляя его, приходя в Своем Времени до Своего Дня. «“День Господень” приидет, но он постоянно приходит в Церкви, так как Господь приходит к “своим”. Евхаристия есть трапеза Господа, приходящего в Церковь в Духе» .

Святитель Кирилл Александрийский в своем сочинении “О поклонении и служении в духе и истине” в главе “О святой скинии, что она была образом Церкви Христовой”, изъясняя слова Господа к Моисею на горе Синай: И да сотвориши Ми освящение, и явлюся в вас , пишет: “освящение да сотвориши Ми - говорит, - и явлюся в вас”: потому что Христос является в Церкви и светит пребывающим в ней, по написанному в Псалмах: Бог Господь, и явися нам (Пс 117:27). Но только верующие во Христа видят Славу Божию, потому что “вера есть как бы вход, ведущий к разумению и открывающий ум к восприятию света Божественного” .

Верующие призваны к жизни и служению во Христе - к Богоявлению. Пребудьте во Мне и Я в вас (Ин 15:4). Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ин 17:18). Являть Бога миру значит свидетельствовать о Христе всей своей жизнью и смертью, нести в мир сей свет Божественной любви. Господь говорит всем чающим спасения от смерти греха: Я дал вам пример (Ин 13:15). Следуя примеру Христа, верующие прославляют не себя, а Его святое Имя. В ранней Церкви, как пишет протопресвитер Александр Шмеман, смысл почитания святых был христоцентрическим: “Ибо слава, раскрывающаяся в мученике, есть слава Христа и слава Церкви. Мученик есть прежде всего, пример, свидетельство, явление этой славы…” . Спаситель, явившись Павлу, призвал его к Богоявлению, к свидетельству Истины, открывающей глаза и обращающей от тьмы к свету: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе (Деян 26:16).

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23).

Богоявление - Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” - не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда - Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! <…> слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе!

В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” .

Истинное “место” Богоявления - Церковь Божия - во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет!

Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года.

Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19.

См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

Прот. Александр Шмеман . Исторический путь православия. М., 1993 (репринт изд: Нью-Йорк, 1954). С. 83.

Следующий пункт маршута - православный монастырь святого Герасима Иорданского, расположенный в пяти километрах от Мёртвого моря, в километре от реки Иордан и предполагаемого места крещения Иисуса Христа. Герасим (в миру Григорий) был родом из Малой Азии (район нынешней турецкой Антальи), из богатой семьи. Уйдя от мира и приняв монашество, он удалился в пустыню Фиваиды в Египте, а потом примерно в 450 году пришёл в Палестину, где невдалеке от реки Иордан основал монастырь.

1. Монастырь со всех сторон окружён раскалённой пустыней, но на территории лавры зелено и уютно.

2. Внутренний дворик.

3. Панно с изображением Купола Скалы. Интересно, почему это панно, изображающее мусульманскую святыню Иерусалима, находится в православном монастыре?

5. Горделивый петух во дворике.

Оставив монастырь, направляемся непосредственно к реке Иордан, по которой проходит граница Израиля и Иордании. Предполагаемое место крещения Иисуса Христа находилось в местности Вифавара, в нижнем течении Иордана, примерно в 10 километрах от впадения его в Мёртвое море. Сегодня это место известно под именем Каср-Эль-Яхуд. Оно находится в пограничной военной зоне между Израилем и Иорданией и долгое время было закрыто для широкого посещения - доступ сюда был возможен только паломникам раз в год в праздник Крещения. Поэтому для массового посещения паломниками и туристами в 1981 году правительством Израиля было выбрано другое, "символическое" место, полностью на израильской территории, в 50 километрах отсюда выше по реке - в том месте, где Иордан вытекает из Генисаретского озера на территории киббуца Киннерет. Это место называется Ярденит.

А в 2011 году было открыто для массового посещения и историческое место крещения - Каср-Эль-Яхуд. Так что сегодня окунуться в реке Иордан можно сразу в двух местах - "символическом" Ярденит (полностью на территории Израиля) и "историческом" - Каср-Эль-Яхуд (причём туда можно попасть как со стороны Израиля, так и со стороны Иордании). Мы направляемся в то самое "историческое" место - на границу Израиля и Иордании.

6. Каср-Эль-Яхуд - это строго охраняемая приграничная территория, окружённая колючей проволокой - прежде чем попасть к реке Иордан туристы проезжают КПП с досмотром. Приграничная к Иордану территория за забором во многих местах заминирована - ещё со времен Шестидневной войны 1967 года (в результате которой Западный берег от Иордании перешёл под контроль Израиля). Кругом пустыня - в зелёной долине внизу протекает Иордан, а дальние горы - это уже территория Иордании.

7. Оба берега Иордана в месте предполагаемого крещения Христа сегодня доступны для посещения - со стороны Иордании к воде спускается небольшая купель, а на израильском берегу всё гораздо более масштабно. Граница проходит посередине небольшой реки шириной едва достигающей десяти метров. Зоны купания с каждого берега ограничены поплавками, за которые нельзя заходить, чтобы не пересечь границу. О проходящей здесь границе Израиля и Иордании предупреждают и многочисленные таблички. Интересно также, что с людьми на противоположном берегу нельзя контактировать - кричать им, махать руками. За этим следят военные. Особенно это забавно смотрится, когда с каждого берега в Каср-Эль-Яхуд прибывают русские группы.

8. Впереди - государственная граница.

9. На израильском берегу.

10. На противоположном иорданском берегу находится греческая православная церковь.

11. Флаг Иордании.

12. Иордан, извиваясь по долине, нередко меняет русло. Исследования показали, что, по-видимому, 2000 лет назад русло реки проходило восточнее, на территории современной Иордании. И соответственно точное место крещения Христа расположено сегодня на иорданской земле. Если посетить Каср-Эль-Яхуд не с израильской, а с иорданской стороны границы, то в нескольких сотнях метрах от реки можно посмотреть места археологических раскопок предполагаемого старого русла. Впрочем, на 100% точно сегодня определить место крещения едва ли возможно.

13. Русло Иордана вне туристической зоны. Ширина - метра три-четыре, течение довольно слабое, берега заболоченные. В верховье вода Иордана широко используется для орошения, построено несколько плотин. Много столетий назад река была, по-видимому, гораздо мощнее. Впрочем иногда и в наши дни, в период зимних дождей, на Иордане случаются значительные подъёмы воды и даже наводнения.

14. Фото с видом на Иорданию.

15. Паломники окунаются в воды Иордана с противоположного берега.

16. Посетив берег реки Иордан в местечке Каср-Эль-Яхуд, продолжаем маршрут по Палестине: следующая остановка - древний Иерихон. Этот город считается одним из древнейших городов Земли из числа постоянно заселённых - его история насчитывает около 10 тысяч лет.

Разумеется, за этот период существовавшее здесь поселение неоднократно разрушалось, перестраивалось и переходило из рук в руки разных властителей. Самое известное разрушение Иерихона получило отражение в библейском предании - согласно которому в XIII веке до нашей эры стены города пали от громкого звука труб во время осады армией Иисуса Навина. А выражение "Иерихонская труба" давно стало нарицательным.

Сегодня Иерихон - крупный город Западного берега, полностью подконтрольный Палестинской автономии ("Зона А" - ). Граждане Израиля не могут посещать эти районы Палестины, а обладатели палестинских паспортов, наоборот - посещать Израиль без специальных разрешений. В новейшей истории так было не всегда - в 90-е годы израильтяне любили отдыхать в Иерихоне: здесь было дёшево, плюс работали несколько казино и игорных зон. Но после арабо-израильского конфликта 2000-2005 годов ("Вторая палестинская интифада") всё изменилось - ужесточились взаимные правила перемещений израильтян и палестинцев, появились разделительные барьеры и пр. Сегодня здесь снова относительно спокойно, опять начал развиваться туризм, но живут в Иерихоне очень бедно. И это очень сильно бросается в глаза на контрасте с израильскики городами.

17. В оазисах Иудейской пустыни в районе Мёртвого моря и низовьев реки Иордан очень много плантаций финиковых пальм. Финики - однин из важнейших продуктов сельского хозяйства Израиля, в том числе и на экспорт.

18. Вот так они растут.

19. В Иерихоне действует канатная дорога, которая доставляет туристов из центра города на гору Каранталь (или гора Искушения), где, по преданию, дьявол искушал Иисуса, когда он постился 40 дней. Во время путешествия по канатной дороге открываются очень красивые виды города, оазиса, Иудейской пустыни и долины реки Иордан.

21. Археологические раскопки древнего Иерихона.

22. Мечеть.

23. Многие дома стоят заброшенные. На улицах пустынно, почти нет людей.

25. За городом проходит долина реки Иордан, по которой проходит граница с Иорданией. Неподалёку отсюда действует контролируемый израильскими властями пограничный переход.

27. Гора Каранталь.

28. На скалах этой горы расположен православный греческий монастырь Искушения (или Каранталь), основанный ещё в IV веке.

29. Постройки монастыря выстроены прямо на отвесных уступах горы.

32. Монастырские улочки на отвесном скальном выступе.

33. В одной из таких пещер на горе, по преданию, и постился 40 дней Христос.

36. Виды с одного из балконов.

39. Садимся в канатную дорогу - и возвращаемся вниз. Туристам хорошо - есть фуникулёр. А вот паломникам приходится подниматься на гору Искушения пешком, что по сорокаградусной жаре весьма непросто.

На этом однодневная поездка по Палестине закончилась - от Иерихона до Иерусалима всего 30 километров, совсем недалеко. В заключение традиционно скажу, что с удовольствием вернусь в эти края: было бы интересно ещё поездить по Палестине, посмотреть Наблус, Рамаллу, другие города... Вифлеем, естественно. Но это в другой раз. А у нас далее по плану - снова Израиль: крепость Масада, Мёртвое море и потом - север страны, город Хайфа и окрестности.

18.01.2017

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» – поем мы в праздник Богоявления, предначинание которого отмечается 18 декабря. А что мы знаем об этой библейской реке?

Немного географии

Каждый читатель Священного Писания знаком с рекой Иордан. Она упоминается много раз как в Ветхом, так и в Новом Завете. Упоминание Иордана в ветхозаветных книгах связано, в основном, с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. В современной карте мира река Иордан является границей между странами Израилем и Иорданией.

Иордан берет начало в четырнадцати километрах севернее озера Хула, недалеко от поселения Сде-Нехемия. Его исток представляет собой три небольших реки, берущие начало у подножия горы Хермон на высоте около 520 метров над уровнем моря, которые затем сливаются вместе и образуют единое течение Иордана.


Длина реки Иордан – 252 км, она не очень широкая, и судоходства по ней нет. Река течет в направлении с севера на юг до самого устья. Около Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты в 50-х годах XX века в рамках проекта по осушению долины озера Хула. От места их соединения идет канал до Моста дочерей Иакова. Отсюда Иордан течет в своем естественном русле, проходящем по дну базальтового ущелья, до впадения в Тивериадское озеро, которое иногда называется еще Галилейским морем. По пути следования по базальтовому ущелью река Иордан имеет наибольший уклон – 17,6 м/км.

Тивериадское озеро – самое большое естественное водохранилище Израиля, его площадь составляет 167 км². На иврите оно называется Кинарет. По берегам озера находится множество минеральных источников, поэтому вода немного солоновата на вкус. Но все равно она пригодна для питья. Вода из озера по водопроводу поступает в густонаселенную центральную и безводную южную части страны. Озеро Кинерет является самым низко расположенным пресным озером в мире – 213 метров ниже уровня моря. Считается, что воды Иордана не смешиваются с водами озера: несмотря на то, что воды озера слегка солоноваты, Иордан, вытекающий из Кинерета, абсолютно пресноводен.

В Новом завете Тивериадское озеро связывается со многими рассказами о земной жизни Иисуса Христа. На берегах озера и в прибрежных городах Иисус провел большую часть Своего земного служения. Именно здесь рыбачили апостолы Петр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение.


После Тивериадского озера река течет по Иорданской долине до Мертвого моря, – это примерно 100 километров. Здесь русло реки становится очень извилистым, берега на этом участке высокие и в некоторых местах даже отвесные, ширина Иордана доходит до сорока метров. Во время половодья река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьезные препятствия для водотока.

Мертвое море, где заканчивается Иордан, является наиболее соленым озером в мире. Оно находится на самом низком участке земной поверхности – 420 метров ниже уровня моря. Принято географическое разделение Иордана на верхний – от истоков до Тивериадского озера и нижний – от Тивериадского озера до Мертвого моря.

Ветхий Завет

Название «Иордан» не имеет убедительной этимологии. Чаще всего его связывают с еврейским глаголом «спускаться». По одной версии Иордан значит «спускается от Дана», по другой версии – «спускаться к воде» и «водопой». Если исходить из хурритского происхождения слова, то Иордан истолковывается как «вода Дана», а если опираться на древнеперсидский язык, то получается «река, текущая весь год».

Наиболее раннее упоминание о реке Иордан связано с рассказом о Лоте, который выбрал «окрестность Иорданскую» как пастбища для своих стад, потому что она вся орошалась водою (Быт. 13. 10). После исхода из Египта израильский народ под руководством Иисуса Навина подошел с востока к границам Земли обетованной и пересек Иордан напротив города Иерихон. Сам переход был осуществлен при чудесной помощи Божией. События перехода евреев через Иордан описываются следующим образом: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав. 3. 16). Здесь же говорится, что вода остановилась, только когда священники, державшие ковчег завета, коснулись вод потока. Взятые из Иордана двенадцать больших камней – по числу колен израильского народа – были установлены как один памятник в Галгале.


После того, как еврейский народ поселился на территории Палестины, река Иордан оказалась где-то внутри, а где-то – на границе областей, которыми владели евреи. В Книге Судей берега Иордана – это место постоянных сражений с моавитянами, мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами. Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул. Давид неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений.

Пророк Илия своей милотью (одеждой из овечьих шкур) ударил по воде и остановил Иордан. Он же с берегов реки вознесся на огненной колеснице на небо. Его ученик, пророк Елисей, получивший дар чудотворения после вознесения пророка Илии, также перешел Иордан по дну, воды которого расступились перед ним. После семикратного омовения в водах Иордана по повелению пророка Елисея исцелился от проказы сирийский военачальник Нееман.

Новый Завет

Постоянное присутствие реки Иордан на страницах Священного Писания неудивительно, так как она находится недалеко от того региона, где происходят основные события библейской истории. Но, несомненно, самое важное предназначение этой реки, самое значимое действие, которое происходит в водах Иордана, описывается у четырех евангелистов. Это Крещение, которое Иисус Христос принял от рук святого праведного Иоанна Предтечи. С момента Крещения начинается мессианское служение Господа.


В текстах службы на праздник Крещения Господня многие песнопения говорят об Иордане, воспевают Иордан именно из-за того, что эта река невольно удостоилась такой высокой чести – своими водами послужить самому Спасителю мира. Церковные песнотворцы наделяют Иордан человеческими чертами: он трепещет, видя Господа, приходящего к нему, чтобы креститься от Иоанна, и в страхе поворачивает свое русло вспять. Иисус Христос, погружаясь в воды Иордана, одевается в них, как в одежду, и тем самым Он облачает Церковь «в одежду нетления».


В иорданских водах происходят важные в сотериологическом смысле события: Своим Крещением Христос восставляет падшего Адама и сокрушает «главы змиев». От события Крещения Иисуса Христа берет свое начало Таинство Крещения в Православной Церкви. И во все века христианства это Таинство вводит человека в Церковь, делает его чадом Христовым, дает возможность принимать другие важные Церковные Таинства, такие как исповедь, причащение, соборование, открывает путь ко спасению, потому что без жизни в Церкви нет активной принадлежности к ней. Во время Крещения Иисуса Христа на Иордане происходит явление Пресвятой Троицы, Богоявление: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1. 10-11).

Наши дни

После создания государства Израиль в 1948 году верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. Верхнее течение Иордана и его истоки также были захвачены Израилем. После окончании войны по Иордану от реки Ярмук до Мертвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией.

В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые постоянно конфликтуют – каждая из стран старается забрать себе как можно больше воды. Если так будет продолжаться и далее, то река Иордан исчезнет.

Крещение Господня – одно из самых важных событий в истории христианства. Оно знаменует начало миссии Христа, а также явления Иисуса всему христианскому миру. За Евангелием Триединый Бог обратился к Иоанну Крестителю, который и провел церемонию. Именно река Иордан является местом крещения Иисуса Христа.

Священная вода

Река Иордан

Около 2000 лет прошло, как люди со всего мира приходят к берегам священной реки за духовным и физическим выздоровлением. Каждый верит, что после омовения, можно будет исцелить душу и тело. Речка не раз меняла свое русло, непосредственно двигались и границы соседствующих государств. Единой постоянной вещью осталась вера человека в Бога, в его силу подарить чудо каждому.

19 января ежегодно отмечается Крещение Господня. И в этот день, когда на речке Иордан патриархатом служится праздничный молебен, воды образуют кругооборот, разворачиваются и начинают течь в обратном направлении. Сама река протекает с гор 400 метров и впадает в озеро Киннерет. Она не становится соленной сразу, из-за мощности потока протекает еще несколько сотен метров. Дальше Иордан перетекает в Мертвое море.

При крещении Иисуса, на него снизошел Святой Дух и воды обернулись вспять. С того времени это повторяется каждый год. Перед Крещением православные пускают вдоль речки в Мертвое море деревянные кресты, на которых горят свечи. 19 января они приплывают за обратным течением назад. Соответственно, в этот день пресные воды библейской реки соленые.

Поскольку священное место находится в Иордании, местные власти разрешают освящать воду только на праздник Крещения. Лишь в этот день патриарх может провести службу.

Течение Иордана очень сильное, потому никто не смеет отнести чудо, происходящее каждый год, списать его на природные явления. К тому же при каждом молебне присутствует не одна тысяча людей.

Многие паломники приезжают, чтобы просто окунуться. Некоторые – принимают здесь обряд. Окунаться в реку принято семь раз с головой.

Центр проведения обряда

Ярденит – территория с различными сооружениями, которая расположилась на реке Иордан. Относится комплекс в северной части Галилеи, находится возле берегов озера Тивериадского.

Обратите внимание! Добраться к нему возможно, следуя дорогой №90.

Ярденит именует место, где речка выходит из озера. Сегодня именно здесь проводят символический обряд, во время которого происходит крещение для прихожан греческо-православной и католической церкви.

Место крещения Иисуса Христа располагается ниже по течению Иордана. Священной точкой считают Каср-Эль-Яхуд, где и сегодня проходят обряды крещенья паломников. Но территория находится на границе двух государств, потому нет свободного доступа. С 2011 г. посетить его можно исключительно в день Крещения Господня, в другое время абсолютно все закрыто.

С 1981 г. Ярденит выбрали условной точкой крещенья, именно здесь сегодня и проводят обряды для желающих. Территория принадлежит Киннерету, ею управляют члены кибуца.

Немного истории

Обряд крещения в реке Иордан

Вся территория описана известным высказыванием из Евангелия, переведенным на различные языки. Он гласит, что река Иордан является местом крещения Иисуса Христа.

В христианских исторических фактах указано, что в реальности церемония проходила в поселении Вифавара – сегодняшнем Каср-Эль-Яхуд. Доступ к территории перекрыли из-за последствий Шестидневной войны. Посещения дозволили только после того, как подписали мирный договор с Иорданией. Случилось это только в 1994 году.

Из-за происшедших событий Министерством туризма было решено построить комплекс, который послужит дополнительной площадкой. Потому с 1981 года именно Ярденит был одним местом таинства со стороны Иордана, что подлежало регулировке, пока в 2011 г. не открыли Каср-Эль-Яхуд.

Позже провели раскопки, в результате которых обнаружили остатки византийской церквушки. Потому считается, что местом, которое указывалось в библии, Вифавары — было селение Вади-эль-Харар в Иордании. Только сегодня там нет русла реки, поскольку за столько лет она изменила маршрут.

Еще одним местом крещенья стало озеро Кинерет, возле восстановленного храма Двенадцати Апостолов. Но все же именно воды реки Иордан несут тот самый сокровенный духовный смысл.

Современность

Ярденит представляет собой комплекс со всевозможными удобствами для посетителей: лавки с сувенирами, рестораны, паркинг. Для желающих совершить омовение, здесь расположены раздевалки и магазинчики, где можно арендовать или приобрести необходимую для проведения обряда одежду. Здесь проложены дорожки, обустроены места для окунания, рядом находится центр для паломников. Каждый год около 400 тысяч туристов приезжают в это место.

Границы между странами не видно, она больше условная. Но со стороны Иордании всегда можно увидеть несколько вооруженных военных. От Иордании попасть к месту крещения можно по желанию, а вот со стороны Израиля доступ открыт лишь при мирном положении (палестинская территория).

Эти берега речки очень полюбились различными рыбами, а также нутриями, которые раньше водились возле долины Хула. Это обусловлено тем, что из-за постоянного наплыва посетителей, у них достаточно обильное питание.

Весь процесс погружения займет не более получаса. Желательно брать с собой плавательные принадлежности (купальник, полотенце, сланцы). Но при необходимости все можно приобрести, так же это касается и крестильной сорочки. Денег за омовение в священной воде никто не берет.

Река Иордан и место крещения Иисуса Христа на фото выглядит небольшим и мутным. Быстрота водного течения поднимает всю глину со дна реки, потому вода здесь не очень чистая. Но после того как набрали ее в бутылку и дали отстояться, можно убедиться, что она станет прозрачной.

Для каждого верующего человека это место является особенным, потому не стоит упускать возможность туда отправиться.

Помимо священных вод стоит отправиться посмотреть на Мертвое море с его прекрасными пейзажами.

Река Иордан (Израиль) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одна из самых известных рек планеты, река Иордан - естественная граница между Израилем и Иорданией и популярное место паломничества христиан, спешащих пройти символический обряд крещения именно в том месте, где некогда его принял Иисус Христос от Иоанна Крестителя. Иордан неоднократно упоминается не только в Новом, но и в Ветхом Завете как место совершения многочисленных чудес: его переходили посуху пророки, воды этой реки расступились перед Иисусом Навином, ведшим израильтян с Ковчегом Завета, знаменуя окончание их сорокалетних скитаний по пустыне. Сегодня увидеть Иордан и погрузиться в его святые воды можно и с израильского, и с иорданского берегов.

Немного истории и географии

Река Иордан протянулась на 252 км от подножия горы Хермон, через озеро Кинерет, впадая в Мертвое море . Это естественная граница между современными государствами Израиль и Иордания некогда отделяла территорию Земли обетованной, куда, согласно обещаниям Всевышнего, Иисус Навин привел странствовавших 40 лет по пустыне иудеев. Тогда воды Иордана расступились перед процессией, и это далеко не единственное чудо реки, описанное в религиозных текстах. Иордан переходили посуху пророки Илия и Елисей, здесь же были явлены многочисленные чудеса исцелений. Вера в целебную силу его воды широко бытовала и в период Византии.

Однако главная причина паломничества христиан к реке Иордан кроется в Новом Завете. Согласно Библии, в водах Иордана Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, после чего разверзлись небеса и на землю снизошел Святой Дух в виде голубя, свидетельствуя мессианскую миссию Спасителя.

Крещение в реке Иордан

Что посмотреть

Как и Мертвое море, реку Иордан могут посетить туристы, находящиеся и в Израиле, и в Иордании. Израильская сторона Иордана более благоустроенна и удобна для посещения, но и более коммерциализирована - особенно это чувствуется на месте крещения Христа. Иорданская - практически нетронутая человеком, дикая и первозданная, однако и менее комфортна.

Самое популярное место для того, чтобы прикоснуться к водам Иордана со стороны Израиля - туристический комплекс Ярденит, расположенный в месте выхода реки из озера Кинерет, в нескольких километрах от Тверии . В год Ярденит посещают более 400 тыс. туристов и паломников, большая часть - чтобы принять символическое крещение. Ярденит не соответствует точному месту крещения Христа, однако был выбран властями Израиля в качестве символической достопримечательности. В благоустроенной купальне с плавным сходом в воду ежедневно (и не бесплатно, за 10 или 25 USD, в зависимости от набора услуг) можно пройти обряд троекратного погружения в Иордан, а в магазине - приобрести освященные предметы православного культа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Со стороны Иордании символическое место крещения Христа выглядит просто и утилитарно: деревянный помост с тремя ступенями, по которым паломники спускаются в воду. За погружение плату не взимают, но удобств и услуг здесь также нет.

Загрузка...
Top